На что повлиял беспрецедентный рост стоимости сырья в 2008 году
  04.12.2008

Для всех отраслей промышленности 2008 год надолго запомнится беспрецедентным ростом цен на сырье и вызванным им эффектом домино, и хотя уже к середине ноября цены достигли своего прежнего уровня, эффект от этих колебаний затронул прибыльность мировых производителей и кошельки потребителей.

Для всех отраслей промышленности 2008 год надолго запомнится беспрецедентным ростом цен на сырье и вызванным им эффектом домино, и хотя уже к середине ноября цены достигли своего прежнего уровня, эффект от этих колебаний затронул прибыльность мировых производителей и кошельки потребителей, поскольку производители были вынуждены повысили цены на свою продукцию.

Как утверждают в Michelin, тенденция падения цен на нефть и натуральный каучук обозначилась уже в третьем квартале года, однако это не повлияет на финансовые результат компании за 2008 год из-за запаздывания по времени между закупками сырья и продажей произведенной продукции. Французская компания сообщила, что дополнительные издержки из-за роста стоимости сырьевых материалов в этом году составят примерно 750 миллионов евро без учета эффекта обменного курса. Чтобы компенсировать эти дополнительные издержки, компании пришлось повысить цены на свою продукцию, при чем в этом она была не одинока.

Согласно статистике Nokian Tyres, среди производителей, продающие шины и восстановленные протекторы на европейском и североамериканском рынках, с начала 2008 года до 17 октября прозвучало 62 заявления о повышении цен. За весь 2007 год это число составило 48, а за 2006 – 39. При этом в Nokian признают, что эта информация не охватывает все рынки и все шинные бренды. Результат на лицо – сейчас за шины платят больше денег, чем когда-либо.

Повышение цен у различных компаний варьировалось в зависимости от рынка и сегмента. Например, Michelin анонсировала два повышения цен на легковые шины в Европе – 3.5% 15 марта и 3-5% 1 октября. Повышения цен для американских потребителей из-за ослабления курса доллара были более частыми и более значительными: за повышением цен на легковые шины Michelin на 7% в марте последовало повышение в июле более, чем на 7%, и в начале сентября - на 12%. Повышение цен на грузовые шины компании происходило примерно так же, а в мае компания объявила о повышении цен на североамериканском рынке на сельскохозяйственные шины на 6-36%.

Компания Continental поднимала цены на европейском рынке на легковые и легкогрузовые шины дважды: на 3-4% в июне и 5% - в сентябре-октябре. На американском рынке компания подняла цены на продукцию этого сегмента в начале года на 9%, затем еще на 9% в июне и еще на 9% - в октябре. Однако даже многочисленные повышения цен не спасли Continental от потерь. В отчете за третий квартал вице-председатель исполнительного комитета компании д-р Алан Хиппе (Alan Hippe) заявил, что шинное подразделение компании достигло бы прибыли до уплаты процентов и налогов в размере 1 миллиард евро за первые три квартала года, если бы не рост цен на сырье. Таким образом, компания существенно превзошла бы прошлогодние 888.1 миллиона евро. Действительная прибыль до уплаты процентов и налогов за этот период составила 795.3 миллиона евро. «Несмотря на высокие издержки на сырье, норма прибыли нашей компании с января по сентябрь этого года составила 11.1%, - прокомментировал д-р Хиппе. – Это доказывает, что у нашего шинного подразделения очень крепкие позиции. Тем не менее, мы намерены продолжать меры по сокращению издержек и следить за всеми своими инвестициями». Согласно Continental потери шинного подразделения от роста цен на сырье по сравнению с 2007 годом составят 270 миллионов евро.

Список компаний, затронутых увеличением цен на сырье, продолжает расти, и он не ограничивается только Европой и Северной Америкой. Председатель правления Apollo Tyres Онкар С. Канвар (Onkar S Kanwar) заявил: «В первом квартале стало ясно, что мы не сможем защитить потребителей и компенсировать рост издержек на сырье только внутренними мерами». Стоимость нефти в начале года составляла в среднем 100 долларов за баррель, в июле достигла своего пика 150 долларов за баррель, а затем пошла по нисходящей тенденции и к середине ноября достигла отметки 55 долларов за баррель. Это самая низкая цена с января 2007 года и результат первого падения мирового потребления нефти за последние 25 лет. Падение спроса заставило колебаться цены на каучук от 2.8 долларов за килограмм в январе до 3.2 долларов в июне и до 1.9 долларов в октябре.

Цены на сталь испытывают такой же эффект. В начале ноября, через два месяца после того, как цены выросли до рекордного уровня, компания ArcelorMittal объявила о снижении объемов производства в два раза в связи с падением спроса. Примерно в это же время компания объявила о программе «регулирования производства в соответствии со спросом на европейском рынке», включающей снижение объемов выпуска продукции с октября 2008 года до конца марта 2009 на 30% (по сравнению с ранее озвученными цифрами). Для достижения этой цели компания временно прекратит работу по одной доменной печи на заводах в Сканторпе, Порт-Талботе и Эймейдене (Бельгия), а также отрегулирует объем выпускаемой продукции в каждом регионе и конечном секторе.

В производстве каучука также наблюдалось снижение объемов производства. Представители этой отрасли из Индонезии, Таиланда и Малайзии – именно в этих странах производится 70% мирового объема этого сырья – в октябре встретились в Бангкоке для обсуждения сложившейся ситуации. Согласно международным новостным источникам, три производителя натурального каучука пришли к соглашению сократить производство на 210,000 тонн в следующем году путем вырубки деревьев и уменьшения сборов каучука. Это должно вызвать рост цен на этот вид сырья.

Не удивительно, что компании предпринимают все возможные меры, чтобы защитить себя от непредсказуемых цен. В конце октября компания Bridgestone обнародовала детали соглашения с Toyo, подписанного в мае. В рамках сделки обе компании объединят усилия для улучшения поставок сырья и оборудования. Bridgestone и Toyo будут осуществлять перекрестные поставки сырья и совместно использовать инженерные филиалы. В ноябре компания Yokohama Rubber объявила о своем намерении открыть совместное предприятие по переработке натурального каучука в Таиланде. Как объяснили в компании, это решение призвано стабилизировать поставки и гарантировать высокое качество потребляемого натурального каучука. Некоторые же считают, что ключ к решению проблем с колебаниями цен лежит в снижении зависимости от традиционных видов сырья. Многие компании в настоящее время занимаются этим вопросом.

Комментарии: (1)

  • в 00:12 06.12.2008

    Хороший и полезный обзор!

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя