Стагнирующий авторынок ударил по «Нижнекамскшине»
  20.08.2014

Нижнекамские шинники переживают затяжное падение бизнеса, главной причиной которого стали проблемы отечественного автомобилестроения

Согласно опубликованному не так давно ежеквартальному отчету, выручка ОАО «Нижнекамскшина» в первом полугодии обвалилась на 19,1%: с 8,16 миллиарда рублей за 6 месяцев 2013 года до 6,6 миллиарда рублей за 6 месяцев 2014 года. Другими словами, доходы завода снизились на одну пятую часть. А в сравнении с 2011 годом (тогда произошел уход «Нижнекамскшины» от давальческой схемы) наблюдается двукратное падение.

А вот основные издержки сократились менее существенно: минус 15,9% до 6,16 млрд. рублей по итогам первого полугодия 2014 года. Это привело к резкому падению валовой прибыли на 46,9%: с 826,4 миллиона рублей за 6 месяцев 2013 года до 438,5 миллиона рублей за 6 месяцев 2014 года.

Стагнирующий авторынок ударил по «Нижнекамскшине»Выручка и себестоимость ОАО «Нижнекамскшина»

Разумеется, главным фактором падения выручки выступает слабый спрос на новые автомобили в России. По данным АЕБ, рынок в первом полугодии просел на 7,6%. При этом значительная доля продукции «Нижнекамскшины» уходит именно на первичную комплектацию новых авто. По итогам 2013 года на вторичный рынок было направлено 5,28 миллиона шин, а на комплектацию — 2,33 миллиона шин.

Одним из крупнейших заказчиков нижнекамского завода выступает «АвтоВАЗ». А дела у него шли из рук вон плохо, согласно отчету АЕБ, падение продаж составило 15%: с 226,7 тысячи авто за январь-июнь 2013 года до 192,8 тысячи авто за январь-июнь 2014 года. Усугубляется воздействие фактора ослабления спроса на авто внутри страны невысокой долей экспорта «Нижнекамскшины» (по итогам 2013 года 20%).

Ради справедливости стоит сказать, что менеджмент стремился оптимизировать затраты по всем направлениям. Так, управленческие расходы были урезаны на 16,9%: с 407 миллионов рублей за 6 месяцев 2013 года до 338,1 миллиона рублей за 6 месяцев 2014 года.

Однако операционная прибыль «Нижнекамскшины» рухнула на три четверти до 100,4 миллиона рублей по итогам первого полугодия 2014 года. Были предприняты попытки сэкономить на процентных платежах. Так, выплаты процентов снизились в 1,2 раза до 30,7 миллиона рублей. Сам же портфель кредитов и займов полегчал почти на 8%: с 3,2 миллиарда рублей на 30 июня 2013 года до 2,95 миллиарда рублей на 30 июня 2014 года.

Стагнирующий авторынок ударил по «Нижнекамскшине»Кредитный портфель ОАО «Нижнекамскшина»

Вдобавок ощутимо улучшился баланс прочих статей. Отрицательное сальдо прочих доходов и расходов сократилось в 1,5 раза: со 197,9 миллиона рублей за 6 месяцев 2013 года до 135,2 миллиона рублей за 6 месяцев 2014 года.

Попытки менеджмента смягчить последствия ухудшения ситуации очевидны, но недостаточны. Вместо чистой прибыли в размере 123,7 миллиона рублей в первом полугодии 2014 года «Нижнекамскшина» получила чистый убыток в размере 72,5 миллиона рублей в первом полугодии 2014 года. Это самый слабый результат компании как с момента ухода от давальческой схемы, так и за весь посткризисный период.

При этом в сравнении с итогом первого квартала текущего года объем чистого убытка увеличился (на 26,4 миллиона рублей, или 57%), а значит, ситуация продолжила ухудшаться. Таким образом, на сегодня пострадавшими от снижения спроса на новые автомобили стали не только производители автомобилей и их дилеры, но и представители смежных отраслей, в этом случае шинники.

Стагнирующий авторынок ударил по «Нижнекамскшине»Чистая прибыль (убыток) ОАО «Нижнекамскшина»

Лучом света в темном царстве шинников может стать масштабная программа утилизации, проект которой готовится минпромторгом РФ. Новая программа будет включать в себя поддержку не только автопрома, но и других отраслей. Но никакой конкретики по программе пока нет.

Динамику финансовых показателей «Нижнекамскшины» газете «Бизнес Online» прокомментировали эксперты.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»: «В первую очередь такие показатели объясняются сохраняющейся стагнацией в экономике, снижением спроса на продукцию компании. Из статданных видно, что ситуация в машиностроении в целом и в автопроме в частности остается сложной. Так, по данным Росстата, индекс производства по виду деятельности “производство автомобилей, прицепов и полуприцепов” в январе-апреле 2014 года (более поздних данных нет) составил 93,5% по сравнению с АППГ. Во-вторых, это может объясняться растущей конкуренцией на шинном рынке и постепенным увеличением доли иностранных производителей, из-за чего доля российских производителей уменьшается. В-третьих, не исключено, что ухудшилась ситуация на тех зарубежных рынках, куда компания поставляет свою продукцию, и объемы ее экспорта могли сократиться.

Дальнейшее развитие ситуации на отечественном авторынке в 2014 году в первую очередь будет зависеть от того, как будет развиваться экономика, удастся ли преодолеть негативные явления в ней, которые наблюдались в 2013 году, наступит ли улучшение ситуации, хотя, как можно видеть из вышеприведенной статистики, этого пока не происходит. Если ситуация в экономике в целом начнет меняться к лучшему, то есть если у потенциальных покупателей появится определенная уверенность в своем будущем, станет яснее ситуация с их занятостью, а значит, и с доходами, если говорить о физических лицах. И будет ли улучшаться ситуация в отдельных отраслях, если говорить о покупателях автотранспорта — юридических лицах, то они могут принять решение о приобретении машины, что поддержит всех автопроизводителей, а значит, и производителей комплектующих, в том числе и шинников. С другой стороны, конкуренция на российском шинном рынке растет, иностранные производители постепенно увеличивают свою долю, и не факт, что улучшение ситуации в экономике существенно поддержит наших шинников. Вместе с тем поддержку компании может оказать вторичный рынок, то есть поставки шин для уже эксплуатируемых автомобилей.

Вряд ли программа утилизации сможет существенно поддержать автопром. Во-первых, она уже действовала в нашей стране и за счет нее автопарк страны значительно обновился, автохлама стало гораздо меньше, то есть нечего сдавать по программе. Во-вторых, даже если программа будет принята, автовладельцы все равно будут смотреть в первую очередь на свои собственные экономические перспективы, на то, какие доходы у них будут, гарантирована ли им занятость, и не факт, что они примут решение о приобретении нового автомобиля даже с учетом сдачи старого. А с учетом того, какие решения были приняты и как уже развивается ситуация на продовольственном рынке страны, можно ожидать, что многие, очень многие автовладельцы откажутся от обновления автомобиля и деньги потратят на закупку продовольствия.

С учетом той выручки, что получила компания, такой убыток не критичен для нее. В случае улучшения ситуации со спросом компания с легкостью избавится от него и получит прибыль».

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»: «Производство, ориентированное на внутренний рынок, все сильнее погружается в кризис — отчетность “Нижнекамскшины” это еще раз подтвердила. Производство шин в первом полугодии сократилось на четверть, что стало следствием слабого внутреннего спроса и падения уровня продаж автомобилей в России. Кроме того, приостановки производств автомобилей также сыграли свою негативную роль.

Не исключено, что по итогам 2014 года рынок шин сократится еще на 5–7%, что делает прогнозы на второе полугодие текущего года такими же сдержанными.

В том случае, если правительство организует различные программы поддержки, как это следует из инициативы минпромторга, производство несколько восстановится в объемах, но относительно спроса ожидания все такие же осторожные. Вряд ли картина в шинной отрасли серьезно улучшится в следующие 6 - 10 месяцев».

Павел Симоненко — директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA: «Снижение выручки “Нижнекамскшины” было вполне ожидаемым — на фоне падения продаж и производства автомобилей, а также ослабления спроса на экспортных направлениях денежный поток сократился на 5% до 3,8 миллиарда рублей. При этом я оцениваю данный результат позитивно, поскольку на фоне падения продаж автомобилей (в среднем на 9% за первое полугодие по всем видам транспортных средств) падение выручки на 5% можно оценить как эффективность менеджмента, что является позитивным сигналом.

Чистый же результат в минус 72,5 миллиона рублей также вполне был ожидаемым из-за роста издержек (особенно на импортные составляющие и первичное сырье), каких-то серьезных последствий для финансовой устойчивости компании я тут не вижу в связи с этим. Однако я в целом ожидаю сохранения подобной динамики и во втором полугодии — спад выручки может составить в итоге до 6 процентов, общая годовая выручка в итоге составит около 7,6 миллиарда рублей. Оживление продаж возможно лишь не ранее третьего квартала 2015 года (в том числе благодаря мерам правительства по утилизации, особенно если будет восстановлена программа субсидирования автокредитования), пока что же менеджменту, очевидно, придется действовать в условиях кризисной ситуации.

В первую очередь в качестве антикризисной меры менеджменту следовало бы увеличить производительность труда, оптимизировать персонал и постараться сократить себестоимость производства основного вида продукции. В дальнейшем все будет зависеть от ситуации на рынке».

Комментарии: (8)

  • Аноним
    в 14:08 21.08.2014

    Будет только хуже. Народ научился разбираться в качестве. Китай активно осваивает технологии. Скоро вообще от мишек, камы и кордианта все откажутся. Совки, они не понимают движения рынка.

  • в 11:08 22.08.2014

    Основной конкурент российской шинной промышленности на данный момент - это Китай. Не нужно просто лезть активно в "премиум" и устраивать мифические соревнования с Мишленом, Конти и иже с ними. Там в маркетинг вкачано столько же, сколько и в технологии. На данный момент отечественным шинникам нужно просто иметь такую же гибкость и отчасти наглость, как у китайских коллег. Благо мощности и сырьевая база позволяет. Ещё лет 5 назад китайские легковые шины себе мог поставить только сумасшедший камикадзе, сегодня же они идут и на комплектацию, и рассматриваются на равных в тестах. Если играть по таким же правилам, то, мне кажется, и стагнация на автомобильном рынке не так существенно будет сказываться. Ведь, кроме новых машин, есть б/у, которые ездят и изнашивают шины так же, как и раньше. Этот сегмент и нужно отвоёвывать при спаде продаж новых авто у конкурентов. Агрессивная реклама, красивые и недорогие модели шин, доступность, "плюшки" продавцам, вплоть до личных бонусов каждому и всё. ))))))))))
    Пы.Сы. Типа, я такой умный, а никто до этого коммента не мог догадаться до такого простого решения проблемы стагнации рынка продаж авто и его влияния на шинную промышленность)))))))))

  • Аноним
    в 11:08 22.08.2014
    #55713   ответ на   #55712

    Ты первый кто об этом отважился сказать в слух :D А так да, всё по делу. Тоже считаю, надо зарубаться с Китайскими шинами и будёт успех. То напридумывают Viatti всяких и думай как продавать...

  • в 14:08 22.08.2014
    #55717   ответ на   #55713

    Обидно ещё то, что Viatti реально неплохие шины. "Липучка" меня вообще удивила, если честно. Но, не воспринимает отечественный покупатель тот факт, что наши шинники могут сделать премиальный продукт. Даже если китайцы придумают звучное название и напишут, что сделано в Тайване, то уже можно пропихнуть этот вариант, как "премиум". Взять тот же Federal, к примеру. Шина так себе, но ведь Federal (!!!)? дрифт, всё такое. У Камы была очень удачная попытка пропихнуть НК-129 под тему дрифта, но не "дожали", как говорится. Думаю, помешал дефицит рекламного бюджета.

  • Аноним
    в 15:08 27.08.2014
    #55761   ответ на   #55717

    А моему клиенту, который купил 40 зимних шин Viatti 195/75 R16С и поставил их исключительно на задние оси, было обидно снимать их на пробеге 40-52 тыс. из-за полного износа... На еще 10 машинах по-прежнему крутится Sava trenta MS, и крутится ей еще как-минимум столько же(ОГП 7-9 мм).

  • в 08:08 28.08.2014
    #55765   ответ на   #55761

    А моему клиенту было очень обидно, когда я ему посоветовал вместо Кама-301 на Газели поставить Tigar Cargo Speed, он решил попробовать на одной машине и они у него износились в 3 (!!!) раза быстрее, чем Кама. Пробег составил около 25 тыс. км. И мне было неудобно, честно говоря.

  • Аноним
    в 09:08 24.08.2014

    Я шинник если мне предложили вознаграждение за каждое проданное резину марки Кама (35-100 рублей) то продажи в моем магазине выросли бы на не хватающие как раз 10-15%))) Это давно уже использую Nokian, и много производителей литых дисков.

  • Аноним
    в 07:08 26.08.2014

    С китаем можно бороться только заградительными мерами. На рынке цена решает почти все, а в данный момент она точно все решает полностью! Продавцы продают то, что покупает оптовик,а оптовик гонится за маржой, с нее можно и продавца замотивировать очень хорошо и будет он китай впуливать только впуть, что сейчас почти и происходит. У нас только кордиант еще, что то делает в этом направлении остальные только пытаются. Китай в впереди планеты всей, вопрос во времени, когда нашим производителям шин нечего будет предложить дистрам, здесь все просто и логично к сожалению...

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя