Continental: Улучшить характеристики может любой компонент шины
  08.08.2014

Дэвид О’Доннелл и Андреас Топп из научно-исследовательского отдела Continental рассказали о том, как компания повышает экологичность своих шин

Дэвид О’Доннелл (David O’Donnell), Андреас Топп (Andreas Topp), вы отвечаете за разработки новых шин Continental, а за что именно отвечает каждый из вас?

О: Я занимаюсь координацией работы всех наших научно-исследовательских отделов, разрабатывающих шины Continental для легковых и легкогрузовых автомобилей. То есть координирую различные процессы и курирую всю работу от начальной идеи, планирования и испытаний до выпуска конечного продукта. И именно то, что я вижу всю картину и контролирую весь процесс, делает мою работу такой интересной.

Т: Я отвечаю за разработки материалов и процессов. Шина может быть изготовлена из 40 или более компонентов, которые все нужно «подогнать» друг к другу в каждом новом продукте. Каждый индивидуальный компонент напрямую влияет на качества шины. Секрет в том, чтобы смешать правильные материалы во время создания компаунда, а также использовать специальный тип управления технологическими процессами. Поэтому с самого начала и в течение всего процесса разработок и планирования мы постоянно думаем о том, как мы можем на практике воплотить в жизнь свои планы на наших заводах. Моя работа заключается в том, чтобы гарантировать то, что в итоге мы получим шину со всеми необходимыми характеристиками, и можно будет начинать производство без отсрочек.

Continental: Улучшить характеристики может любой компонент шиныДэвид О’Доннелл (слева) и Андреас Топп

Дэвид О’Доннелл (слева) и Андреас Топп

Насколько важен вопрос экологии во время разработок шин в сравнении с другими характеристиками?

О: Один из самых важных факторов – это безопасность, и она всегда играет ключевую роль. Но в действительности самым важным является общий комплект характеристик. Классическим примером здесь будет сопротивление качению. Чем оно выше, тем лучше будет эффективность торможения, что очень важно, если говорить о безопасности. В то же время сопротивление качению напрямую влияет на потребление топлива. Если мы снизим сопротивление качению на 10%, расход горючего сократится на 1,6%. В среднем это сократит выбросы углекислого газа на 2г/100км. Это одна из очень значимых пар конфликтующих целей в разработке современных шин, и мы постоянно работаем над тем, чтобы решить эту проблему.

Какие возможности все еще открыты для того, чтобы улучшить характеристики шин?

Т: Взаимодействие между конструкцией и материалами позволяет добиваться новых успехов. Но самый экологичный материал – это всегда материал, который ты не используешь. Поэтому мы изучаем все возможности сокращения использования сырья. Это не только помогает сохранять ресурсы, но и снижает расход топлива, потому что нужно двигать вперед меньше веса. Наша цель в том, чтобы найти материалы, которые легче, но при этом обладают такими же характеристиками и прочностью. Поэтому мы, к примеру, разработали новые компаунды для протектора наших шин, которые сокращают потребление топлива, но при этом улучшают ездовые качества. Но мы также ищем новые возможности, которые предлагают нам все другие компоненты – даже защита обода обладает потенциалом в этом отношении.

Как разрабатываются новые материалы?

Т: Новые качества очень часто можно создать при помощи инновационных типов синтетического каучука. И здесь у нас есть новые материалы, которых не существовало несколько лет назад. Очень часто процесс включает в себя объединение новых химических веществ в длинные цепочки молекул каучука, что наделяет их новыми характеристиками. В дополнение к этому мы также разрабатываем новые металлические и текстильные усиливающие материалы и работаем над многими другими технологиями. Заниматься созданием новых материалов – очень интересная работа, потому что они вносят решающий вклад в постоянное улучшение свойств шин.

Continental: Улучшить характеристики может любой компонент шиныРазработка новых материалов

Если говорить о новых материалах, Continental вызвала очень заметный интерес новостями об одуванчиковом каучуке. В чем суть этого проекта?

Т: Идея получения латекса из одуванчиков существует уже давно. Мы активно работаем над этой темой последние четыре года, а два с половиной года назад мы начали совместный научный проект с Институтом Фраунгофера с целью культивировать подходящий тип растения. Задача в том, чтобы получить из одуванчиков каучук, которые не будет бояться сравнения с каучуком из гевеи в плане как качества, так и функциональных характеристик.

О: У нас было много различных причин, чтобы начать этим заниматься. Даже несмотря на то, что каучук получают из возобновляемого источника, глобальный спрос на него постоянно растет. При этом выращивать каучуковые деревья можно только в регионе между 20 градусами северной и 30 градусами южной широты – его иногда называют «каучуковым поясом». Деревья должны расти в течение семи лет, после чего можно получать латекс, пригодный к переработке. И в данный момент неизбежная медленная скорость этой системы все меньше соответствует быстрой скорости, присущей рынку. Результатом этого становятся высокая волатильность цен, культивирование монокультур в странах-производителях и продолжительные маршруты транспортировки.

В чем преимущества одуванчика? И не будет ли он занимать землю, которую лучше использовать для продовольственных культур?

Т: Одуванчики можно выращивать практически в любой климатической зоне. И они относительно неприхотливы в плане типа почвы. Поэтому в идеале мы могли бы выращивать их на неиспользуемых землях рядом с нашими заводами.

То есть Continental собирается выращивать свои собственные одуванчики?

О: Да, планируем выращивать часть одуванчиков самостоятельно. Мы уже работаем с фермерами, чтобы попробовать сделать это в условиях реального мира. Этот шаг сделает нас менее зависимыми от рынка и усилит наши позиции.

Т: Одним из важнейших факторов для успеха этого проекта в том, чтобы охватить весь процесс от культивирования до получения латекса из корней одуванчика. Это, конечно, не означает, что мы станем сельскохозяйственной компанией. Нет, Continental – производитель шин и автокомплектующих, и так оно и останется.

Continental: Улучшить характеристики может любой компонент шиныContinental разрабатывает одуванчиковый каучук

Как проходит культивирование?

О: Наши заводы расположены по всему миру, и нам нужны растения, которые можно выращивать во всех регионах, и тут важны не только юридические, но и социальные, и политические вопросы. Сорта, которые мы получили совместно с профессором Дирком Прюфером (Dirk Pruefer) из Института Фраунгофера показали, что это возможно. При помощи гибридизации, традиционного метода выведения новых сортов, мы получили одуванчики, которые очень продуктивны в плане латекса и хорошо подходят к коммерческому выращиванию. И от этого выиграет не только шинное отделение Continental, но и ContiTech.
Каков прогресс в этих исследованиях, или «зеленые» шины появятся только в отдаленном будущем?

Т: Мы прошли долгий путь. У нас уже получилось воспроизвести характеристики традиционного латекса и добиться большого прогресса в плане урожайности. В отличие от каучуковых деревьев, которым нужно семь лет, чтобы можно было получать латекс, одуванчики пригодны к этому уже через шесть месяцев. Работа в условиях реального мира была настолько успешной, что теперь мы сфокусировались на получении семян для крупномасштабного выращивания и индустриального получения латекса. Поскольку мы решили обойтись без генной инженерии, все будет делаться традиционными способами, поэтому придется немного подождать, чтобы понять, о каких объемах идет речь.

Вы можете сказать, когда на рынке появятся первые массово производимые одуванчиковые шины?

О: Мы не хотим устанавливать временные рамки. Когда мы завершим второй этап культивирования, нас ждут новые задачи – в основном организационного характера, поскольку мы собираемся внедрять новые процессы по всему миру. Но главные препятствия мы уже преодолели. Мы думаем, что через три-четыре года мы можем начать дорожные тесты достаточно большого числа «одуванчиковых шин».

Одуванчики – это лишь часть картины. Какие еще экологичные материалы можно использовать в производстве шин?

Т: В нашем научно-исследовательском отделе мы работаем и над многими другими темами. Есть много возможностей, и некоторыми из них мы уже пользуемся. К примеру, мы уже с 1990-х годов используем масла из возобновляемых источников, такие как рапсовое масло – так мы сократили использование минеральных масел. В принципе также возможно заменить синтетический каучук нефтяного происхождения на более экологичный аналог. В дополнение к этому в прошлом году мы открыли завод, использующий наши собственные технологии для производства каучука из отработанных шин. Так что следите за новостями.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя