Метод Лебедева, или Торжество советской резины
  25.07.2014

25 июля исполнилось 140 лет со дня рождения изобретателя промышленного способа получения синтетического каучука Сергея Лебедева

В 1931 году, когда за рубежом стало известно, что в СССР удалось получить синтетический каучук, Томас Эдисон назвал новость невероятной. «Этого никак нельзя сделать. Скажу больше – сообщение ложь», – откликнулся знаменитый изобретатель. Он ошибался. Новаторский метод к тому времени уже апробировали на опытном предприятии в Ленинграде, что стало возможным благодаря советскому химику Сергею Лебедеву. Вскоре разработки ученого легли в основу технологических процессов на Воронежском заводе СК-2…

Сергей Васильевич Лебедев родился 140 лет назад 25 июля в семье люблинского священника. Химией будущий исследователь увлекся во время обучения в гимназии. В 1895 году юноша поступил в Петербургский университет. Здесь он начал проводить свои первые научные исследования, которые заслужили высокую оценку маститых ученых, однако в 1899-м был вынужден прервать занятия. Его выслали из города за участие в студенческих волнениях. Вернуться он смог только через несколько месяцев.

В 1900 году Лебедев с отличием окончил университет, но остаться там для продолжения научной деятельности ему не удалось. Тогда он стал лаборантом на мыловаренном заводе, а затем перешел в Институт инженеров путей сообщения. Молодой ученый трудился в комиссии по исследованию рельсовой стали, разработки которой позже были удостоены золотой медали на Международной железнодорожной выставке в Милане. В 1902-м появилась возможность устроиться в alma mater, но спустя два года началась русско-японская война и Лебедева призвали в армию. Его полк размещался вдалеке от боевых действий – в Люблинской губернии. Через некоторое время он подал прошение о переводе на Охтинский пороховой завод, так как считал, что там химик будет полезнее. Только в 1906-м он вернулся в университет, где занялся экспериментами с полимерами. Спустя четыре года упорного труда Лебедеву удалось получить каучукоподобное вещество.

Чтобы понять значение этого факта – немного истории. О натуральном каучуке европейцы узнали еще XV веке – после открытия Америки. Среди «трофеев», которые матросы Колумба привезли из экспедиции, были «кау-чу» («слезы дерева») – так индейцы называли загустевший сок гевеи. Обитатели Нового света обмазывали этой массой ступни и получалось что-то вроде калош, защищающих ноги от воды. В XIX веке из натурального каучука стали делать резину для шин автомобилей. Но способ был дорогим, а машин становилось все больше. В начале XX столетия в различных странах проводились исследования с целью разработки экономного метода для производства искусственного каучука, однако все было тщетно. Вещество, которое удалось получить Лебедеву, стало первым шагом в этой области.

Разработка метода растянулась на годы, на которые пришлись такие поворотные исторические события как Первая мировая, революция, Гражданская война. Заниматься интенсивной экспериментальной деятельностью в то время не было возможности. Лебедев тогда трудился в Военно-медицинской академии. На его плечи легли задачи по организации работы кафедры общей химии и подготовке слушателей, знания которых могли пригодиться на фронте. Лаборатория была плохо снабжена реактивами, вместо пробирок использовали банки и флаконы из-под духов, недостаток электроэнергии не позволял проводить опыты, требующие круглосуточного применения высоких температур, но кафедра продолжала функционировать…

В 1926 году проблематика, которая входила в круг научных интересов ученого, обрела статус задачи государственной важности. Тогда правительство объявило конкурс на лучшую работу по синтезу СК. По условиям, кроме описания способа, следовало предоставить два килограмма искусственного каучука и разработанную схему его промышленного получения. При этом сырье для СК должно было быть доступным и не дорогим, а качество продукции – не ниже натурального вещества. Лебедеву удалось разработать метод, отвечающий этим условиям.

Метод Лебедева, или Торжество советской резиныСергей Васильевич Лебедев

Сергей Васильевич Лебедев

В 1931 году метод осваивался на опытном заводе в Ленинграде. Вскоре в стране стали возводить крупные предприятия по производству синтетического каучука: СК-1 в Ярославле, СК-2 в Воронеже и СК-3 в Ефремове. То, как в нашем городе появился завод СК-2, описал в своей книге о жизни Лебедева химик Константин Пиотровский.

Строительство началось в июне 1931 года, одновременно с предприятием в Ярославле, и велось ударными темпами. «Несколько месяцев над площадкой стоял сплошной гул ударов молотов по железу: изготовлялась аппаратура, – рассказывает Пиотровский, – ночью на большом расстоянии видно было сверкание сварочных теней. Основные, наиболее тяжелые работы выпали на январь – март 1932 года. Условия для строительства складывались исключительно неблагоприятные. У некоторых цехов не было ни крыш, ни окон, отсутствовали даже двери. Приходилось на кострах отогревать замерзший кирпич, глину, песок и другие материалы, необходимые для кладки контактных печей …»

«Большую роль (…) сыграли курсанты Центрального института труда, прибывшие из Курска под именем Курского батальона, – отмечает Пиотровский, – (…) батальонцы вынули первые кубометры земли под котлованы для будущих цехов». Кроме того, на строительство приехали молодежные бригады из Гремячьего, Новой Усмани, Семилук, Нижнедевицка… За 11 месяцев ими было уложено «7 миллионов штук кирпича, 8 тысяч кубометров бетона, 100 километров трубопроводов, (…) смонтировано 3 тысячи тонн железных конструкций». 19 октября 1932 года на заводе была получена первая партия каучука.

Пишет Пиотровский и о значении этого события: «С пуском Воронежского завода Советский Союз мог смело заявить не только об успешном решении проблемы синтеза каучука в крупном масштабе. (…) Один завод – это все же завод. Два – это уже очаг промышленности. Первое в мире производство СК стало историческим фактом». А вскоре последовала и первая серьезная проверка.

В 1933 году состоялся Каракумский автопробег, в котором были испытаны покрышки, изготовленные по методу Лебедева. Машины прошли 9000 километров и большую часть из них по грунтовым дорогам и зыбучим пескам. Но как написала вскоре газета «Известия»: «Советская резина не посрамила социалистической промышленности». Пробег показал, что шины, произведенные на основе СК, не уступают покрышкам из натурального каучука.

1933 и 1934 годы были очень насыщенными для Лебедева. Он проводит исследования, разрабатывает способы получения из нефтяных фракций загустителей смазочных масел для авиационных двигателей, организует лабораторию высокомолекулярных соединений, и, конечно, посещает новорожденные предприятия по производству СК и в том числе завод в Воронеже. Но 2 мая 1934-го жизнь ученого оборвалась – он умер от сыпного тифа. Похоронили Лебедева в Александро-Невской лавре. Надпись на его надгробии гласит: «Академик Сергей Васильевич Лебедев – изобретатель синтетического каучука».

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя