Анализ рынка переработки резинотехнических изделий в России
  07.07.2014

В июне 2014 года маркетинговое агентство Discovery Research Group завершило исследование российского рынка переработки резинотехнических изделий

Рост автомобильного парка и интенсивности его использования ведет к образованию в значительных объемах отходов его эксплуатации, в том числе изношенных шин. Проблема использования изношенных шин так и не решена (из общего числа всех шин в мире перерабатывается лишь около 20%), хотя способы утилизации шин сегодня существуют.

Изношенные шины могут быть пригодны для восстановления. Шины восстанавливаются методами холодной и горячей вулканизации.

Применяемые в настоящее время в мире методы переработки использованных шин, не подлежащих восстановлению, условно можно разделить на дробление, сжигание и растворение. Дробление может осуществляться различными способами: механическое измельчение, криогенное дробление, бародеструкционные способы, озонные технологии, разрушение взрывом и др. Наибольшее распространение получили технологии механического измельчения и криогенные. Термические методы представлены пиролизом и сжиганием шин в цементных печах и специальных энергетических установках с целью получения энергии. В ходе процесса растворения шин, также как при пиролизе, основным продуктом на выходе является топливо.

Общемировые запасы изношенных шин оцениваются в 60-80 миллионов тонн при ежегодном приросте свыше 10 миллионов тонн. Из этого количества в мире только около 25% изношенных шин находят применение.

Можно выделить три вида существующих моделей обращения с изношенными шинами: «Свободный рынок», «Налоговая модель» и «Ответственность производителя». В первой модели потребитель оплачивает сбор за утилизацию при покупке новой шины, средства от сбора передаются далее по управляющей цепочке, во второй – ответственной возлагается на правительство, в третьей – на производителя.

В России подавляющая часть отработавших шин не подвергается ни ремонту, ни переработке. Ежегодно в России образуется около 1 миллиона тонн изношенных автомобильных шин, а на переработку попадает не более 10% этого объема.

При переработке изношенных шин используется различное оборудование. Измельчение при механической переработке происходит с использованием режущего инструмента (с охлаждением или в эластичном состоянии) с последующей переработкой резиновой крошки в резинотехнические изделия и регенерат. Существует два вида комплексов оборудования для такой переработки. В состав одного входят: станки удаления бортового кольца; станки первичной нарезки; станки, удаляющие металлокорд; измельчители; машины пневмо- и магнитной сепарации (очистки), вибросито и, наконец, транспортеры. В состав второго: всё то же самое, только вместо станков нарезки и измельчителей устанавливаются холодильные камеры и прессы.

Пиролизная установка содержит герметичную пиролизную камеру для получения тепловой энергии, сепаратор, емкость для сбора пиролизной жидкости, компрессор и теплообменник для получения пиролизной жидкости и пиролизного газа.

Декларируемая цена пиролизных установок ниже, чем стоимость линий механического дробления. Однако общая цена организации производства во втором случае ниже. Пиролизные установки представлены в ценовом диапазоне 20 тысяч – 1,5 миллиона долларов. Часто сходные по производительности и выходу сырья линии могут иметь различающуюся в разы стоимость. Линии по производству резиновой крошки из шин производительностью от 3 тысяч тонн в год стоят от 1,5 миллиона долларов.

Интерес к переработке шин как к бизнесу устойчиво высок, поскольку в большинстве регионов эти ниши свободны.

На российском рынке наибольшими темпами растет количество компаний, дробящих шины в крошку. Происходит это потому, что в данном случае продукт переработки проще сбыть или тут же организовать выпуск конечной продукции. Топливо, получаемое в процессе растворения или пиролиза, имеет низкое качество и продать его на свободном рынке практически невозможно.

Резиновая крошка, получаемая при механической переработке, используется в кровельных материалах, дорожном покрытии, в обувной подошве, сантехнике, автомобильных ковриках и пр. При пиролизе на выходе получают 5 продуктов: прессованный металлический корд, находящий применение металлургической промышленности; синтетическую нефть, технический углерод, пригодный для использования в смесях промышленного и бытового назначения, в металлургии, строительстве, в качестве топлива, термолизный газ – аналог природного газа, и тепловую энергию.

Примерно 60% переработки шин в России приходится на четыре предприятия: Волжский регенератно-шиноремонтный завод в Волгоградской области, Чеховский регенератный завод в Московской области, компания «KCT экология» в Смоленской области и Завод переработки шин № 1 во Владимирской области.

В России подавляющая часть изношенных шин не подвергается ни ремонту, ни переработке. В большинстве российских городов отсутствуют места, которые были бы отведены для постоянного или временного размещения отходов этого вида. Поэтому изношенные автомобильные шины часто просто выбрасываются на обочины дорог в пригородах и на прилегающие к дорогам территории. Также следует отметить, что число автомобилей в России и, соответственно, количество отработанной автомобильной резины имеют тенденцию к существенному росту. Поэтому как в близкой, так и в среднесрочной перспективах данная проблема не только не исчезнет, а, напротив, обострится.

На данный момент в России не существует согласованной системы утилизации шин. Существует мнение, что в целом развитие системы в России сдерживает несовершенство действующего законодательства.

Под данным компании «Шинэкология», ежегодно в России образуется более 1 миллиона тонн изношенных автомобильных шин, и только в Москве их объем составляет около 122-125 тысяч тонн в год. Следует отметить, что в России отсутствует фактический статистический учет количества шин, выведенных из эксплуатации.

По данным «Шинэкологии», ежегодно в России на переработку попадает не более 10% объема всех образованных изношенных шин, то есть не более 100 тысяч тонн. В Московском регионе доля утилизируемых шин немного выше, около 15%, или около 18 тысяч тонн.

В 2012 году объем российского шинного рынка составил 61,2 миллиона штук. В 2013 г. из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране шинный рынок сократился на 3% до 59,4 миллиона штук. В среднем, изношенные покрышки составляют около 80% от объема потребления предыдущего года.

Мощности действующих в настоящее время предприятий по переработке шин составляют около 150 тысяч т в год, но, по оценке ассоциации «Шинэкология», их фактическая загруженность редко превышает 10-30%.

Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие развитого рынка сбыта продуктов переработки изношенных шин. Кроме того, в России не выстроена эффективная система сбора изношенных шин для их переработки – поиском сырья перерабатывающие компании зачастую занимаются самостоятельно, что не гарантирует им загрузку мощностей.

Интерес к переработке шин как к бизнесу устойчиво высок, так как в большинстве регионов эти ниши свободны. Но количество реализованных проектов существенно мало, что связано с очень высокой стоимостью хороших, ликвидных европейских линий по переработке шин. Цены на полностью европейскую линию начинаются от 1,5 миллиона евро. А покупать дешевое и сомнительное оборудование многие не готовы.

Комментарии: (2)

  • Аноним
    в 21:05 04.05.2015

    Переработка шин в крошку осуществляется выборочно и при этом остается много отходов. В 2015 г. запустили первую линию по пиролизу резины в Ломоносовском районе, Ленинградской обл. Летом ставим вторую и к концу года выйдем на 11 000 тонн в год. Приглашаем к сотрудничеству производителей шин. tek68@list/ru

  • Аноним
    в 12:06 09.06.2015
    #58645   ответ на   #58408

    Добрый день. А каким оборудованием для пиролиза пользуйтесь?

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя