Российский шинный рынок удерживается в негативном тренде
  04.04.2014

Эксперты холдинга «Кордиант» представили аналитический отчет о состоянии шинного рынка России по итогам прошлого года и перспективах развития на 2014 год

Негативный макроэкономический фон, падение продаж новых автомобилей в 2009 году и снижение в 2013-м, волатильность курса национальной валюты, высокий темп роста просроченной задолженности, опережающий рост кредитования, и умеренно-пессимистические настроения потребителей будут удерживать шинный рынок в течение 2014 года в негативном тренде. По итогам 2014 года, по прогнозам аналитиков Cordiant, ожидается сокращение российского шинного рынка на 4,2% до 56 миллиона штук. Однако при значительном ухудшении экономических условий, спад рынка может достичь 7-8%. При этом из-за значительной коррекции курсов валют по отношению к рублю и увеличении себестоимости производства большинства производителей прогнозируется рост цен в рублях в районе 10-12%. В случае дальнейшего негативного развития цены к концу года могут вырасти до 15-20%.

В 2013 году рост российской экономики замедлился. Динамика ВВП, составившая +1,3% к 2012 году - это худший результат с 2009 года. Происходит стагнация промышленного производства (100,3% к 2012 году), замедление динамики оборота розничной торговли (-2,4% к 2012 году), сокращение инвестиции в основной капитал (-0,3% к 2012 году), падение грузооборота на всех видах транспорта (кроме трубопроводного) (-1,2% к 2012 году), ухудшение финансового положения предприятий (доля убыточных предприятий увеличилась на 2,3% по сравнению с 2012 годом).

По итогам 2013 года рынок шин РФ составил 58,4 миллиона штук, что на 2% ниже показателя 2012 года. Развитие шинного рынка в 2013 году характеризовалось следующими факторами: ослабление динамики внутреннего спроса, увеличение производственных мощностей игроков рынка и, как следствие, обострение конкуренции, сопровождающееся «ценовыми войнами».

С начала 2013 года на потребительском рынке наблюдается замедление динамики роста объемов, вызванное затуханием потребительского спроса, длительное время удерживавшего шинный рынок на подъеме. Замедление темпов оборота розничной торговли, начавшееся во второй половине 2012 года и резкое падение грузооборота автомобильного транспорта в 2013 году негативно отразилось на динамике отдельных сегментов.

Российский шинный рынок удерживается в негативном трендеРынок шин РФ

Также среди факторов, негативно повлиявших на динамику рынка – значительное падение автомобильного рынка в 2009 году и увеличивающееся число непогашенных в установленный срок кредитов физлицами, в том числе автокредитов.

Благодаря высокому потенциалу российского автомобильного рынка, рынок шин стал одним из приоритетных для ведущих мировых игроков. Производство на территории страны, помимо Nokian, Michelin, Yokohama, Pirelli, также локализовала Continental, запустив завод в Калуге, мощностью 4 миллиона шин в год. По итогам 2013 года, производство шин увеличилось на 4%. Наибольший вклад в рост производства внесли финская Nokian (+7% к 2012 году) и итальянская Pirelli (+17% ). Также увеличивает свое производство и постепенно достигает плановых показателей японская Yokohama. За 2013 год производители увеличили выпуск легковых шин на 7%, индустриальных и сельскохозяйственных на 4%, выпуск грузовых шин сократился на 12% за счет грузовых комбинированных шин.

Российский шинный рынок удерживается в негативном трендеДинамика объемов производства на территории России

Вместе с ростом производства сокращаются объемы импорта (-3% к 2012 году) и увеличиваются объемы экспорта (+17%). Значительно увеличили вывоз готовой продукции из страны иностранные компании (Pirelli и Nokian), а также российская Cordiant. Среди основных стран экспорта – страны СНГ (Украина, Казахстан, Беларусь), Финляндия и Чешская Республика.

Российский шинный рынок удерживается в негативном трендеЭкспорт и импорт

Ежегодной увеличивают объемы импорта компании из Китая и Южной Кореи, укрепляя свои позиции на рынке РФ. Вместе с тем, на Китай и Южную Корею приходится более 1/3 всех импортных поставок в страну.

Российский шинный рынок удерживается в негативном трендеКомпании, которые больше всех увеличили импорт/экспорт

Лидером шинного рынка РФ с долей 18% является «Нижнекамскшина». Далее следуют Cordiant (10%), Pirelli (10%), Nokian (9%) и Michelin (5%).

Следует заметить, что в первую шестерку игроков входят компании, имеющие производственные мощности на территории России. Локализация производства позволила компаниям Nokian, Michelin и Pirelli существенно увеличить свою долю на рынке РФ за последние 5 лет. Южнокорейские бренды Hankook и Kumho также упрочили свои позиции, демонстрируя опережающий рынок (на +15% ежегодно) рост объемов продукции.

Российский шинный рынок удерживается в негативном трендеОсновные игроки шинного рынка РФ по итогам 2013

В Cordiant отметили, что несмотря на падение показателей, шинный рынок России продолжает качественно развиваться - растет доля среднего ценового сегмента, на смену морально устаревшей со времен СССР приходит более технологичная и безопасная продукция, производители инвестируют средства в развитие продуктового портфеля и улучшают условия работы с дистрибьюторскими сетями и дилерами, качественно эволюционирует розничная торговля – сокращается доля продаж на открытых рынках и растут продажи через специализированные шинные центры, развивается интернет-торговля.

Комментарии: (6)

  • Аноним
    в 13:04 07.04.2014

    китаи нас спасет

  • в 13:04 07.04.2014
    #54369   ответ на   #54368

    и от чего спасет?

  • Аноним
    в 13:04 07.04.2014

    Michelin (5%)все сильнее уступает долю на рынке РФ другим игрокам: Nokian (9%),Pirelli (10%), Cordiant (10%), НКШЗ (18%)!
    Маркетологи у Michelin, пожалуй, не на что не годны...
    Пора делать выводы!

  • Аноним
    в 19:04 30.04.2014
    #54746   ответ на   #54371

    не берусть сказать обо всех маркетологах Мишлен - там их чертова туча и каждого крошечная функция, так что "к пуговицам претензий нет". Но реклама осени 2013 года вызвала такую волну возмущений, о которой даже региональные коммерсы Мишлен говорили "В этом году мы отрекламировали снег лучше всех". Позорище! Мишленовцы искренне гордятся "профуканными" рекламными бюджетами, а кроме недоумения конечных покупателей, сокращения лояльности к торговой марке - ничего. А в это время настырные и энергичные пиреллевцы топтали рынок, смачно сдабривая качественной и яркой рекламой. В результате в Самаре за 2013 год открыто 4 центра Пирелли и закрыт один Мишлен. Весенний сезон уже сыгран, и уже можно сказать, что маркетинговая стратегия Мишлен не изменилась и выводы не сделаны. Искренне жаль.

  • Аноним
    в 19:04 07.04.2014

    Сама пирелька меньше процента , остальное чернуха одна не брендовая, а мишка - лидер мирового рынка , действительно обделался, "мы строили строили и наконец построили, сами не знаем что , а куда теперь идти подсказать некому. Нокиа вливает в рынок свои 9% , которые из года в год рынок не проглатывает , а копит остатки , которые скоро лопнут. Кама реально лидер. Контик - сижу никому не мешаю три процента хорошо ( позорище для премиального бренда) . А гудку в очередной раз неплохо всех своих сейлзимаркетинг разогнать, достойную марку никак из болота не вытащат, лузеры! Не переплачивайте ! Покупайте российское !

  • в 02:05 01.05.2014

    Пожалуй, полностью согласен со всеми высказанными здесь мнениями!
    Важно и то, что они были высказаны заинтересовано и от души…
    Лично мне очень обидно за компанию Мишлен: ведь еще совсем недавно они выпускали в Подмосковье прекрасно сбалансированные идостаточно адекватные по цене зимние шипованные шины модели Michelin X-Ice North 2, предназначенные именно для нашей русской зимы!
    Эта модель, кстати, до сих пор пользуется у автовладельцев значительной популярностью и уважением в различных регионах России, в отличие от недавно выпущенной (2013г.) модели третьего поколения (XIN3), со значительно уменьшенным общим количеством шипов
    Что конечно же сразу сказалость на ухудшении тормозных свойств новой модели шин на льду, по сравнению с предыдущей моделью!
    Видимо, в компании Мишлен хотели, как лучше, а получилось… не совсем хорошо!
    Мне искренне жаль…

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя