Конкуренция на российском шинном рынке усиливается за счет роста производства
  26.11.2013

Аналитическая справка ОАО «Кордиант» о развитии шинного рынка и анализ тенденций смежных отраслей по итогам 9 месяцев 2013 года

В третьем квартале 2013 г. в России продолжилось снижение темпов развития основных социально-экономических показателей: замедление динамики оборота розничной торговли (на 2,5%) и объемов платных услуг населению (на 1,3%), стагнация промышленного производства (индекс 100,1%), снижение объемов строительства, инвестиций в основной капитал (-1,4%) и коммерческого грузооборота транспорта (-2,1%).

По итогам трех кварталов Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭР РФ) скорректировало прогноз социально-экономического развития страны до 2030 г. В качестве базового варианта развития страны принят консервативный сценарий, предполагающий рост ВВП в период с 2013-2030 гг. в среднем на 2,5% в год. По итогам 2013 г. ожидается рост ВВП 1,8%, однако, как признает МЭР, весьма вероятно, что годовой результат будет ниже и может составить 1,5-1,6% в результате снижения крупных инвестиций в инфраструктуру и сложной внешнеэкономической ситуации (в силу отрицательного роста экономики Еврозоны - ключевого торгового партнера России).

Российский рынок шин по итогам 9 мес.2013 г. сократился на 1% и оценивается в 46,06 млн шт.

Конкуренция на российском шинном рынке усиливается за счет роста производстваДинамика шинного рынка РФ

Динамика шинного рынка РФ

ПРОИЗВОДСТВО

Конкуренция на российском шинном рынке продолжает усиливаться во всех сегментах. Наряду с растущим импортом из стран Азии, мировые бренды локализуют производство на территории России: компания Continental запустила производство в Калуге с первоначальной мощностью 4 млн шин в год, компания Bridgestone объявила о начале строительства завода в Ульяновской области, в планах – запуск производства в 2016 г.

Если основным драйвером российского шинного рынка в 2012 г. был растущий импорт, то в 2013 г. ключевой движущей силой рынка выступает именно производство. За 3 квартал текущего года объемы производства приросли на 7%, в основном, за счет зарубежных производителей, запускающих или увеличивающих объем производства на территории России. Например, компания Nokian увеличила выпуск продукции на 15%, Pirelli - на 11%. Значительный скачок в силу эффекта «низкой базы» продемонстрировала компания Yokohama – производство увеличилось в 9 раз.

Конкуренция на российском шинном рынке усиливается за счет роста производстваПроизводство шин на территории РФ за 9 мес.2013 г.

Производство шин на территории РФ за 9 мес.2013 г.

Наибольшее увеличение производства (на 9%) наблюдается в сегментах легковых и OTR шин. Производство грузовых шин сократилось на 5% за счет снижения выпуска грузовых комбинированных шин. В сегменте легковых шин наращивают мощности зарубежные производители, а также ОАО «Нижнекамскшина».

Холдинг «Кордиант» сократил производство легковых шин на 7%, что связано с прекращением производства морально устаревшей продукции и переориентацией продуктового портфеля и производственных мощностей на бренд Cordiant. При этом выпуск продукции под брендом Cordiant увеличился на 6,4% за счет расширения продуктового портфеля новыми суббрендами RoadRunner, WinterDrive, SnowCross, а также типоразмерами 17-18 посадочного дюйма.

На текущий момент рынок не оправдывает надежд основных игроков. Зарубежные производители, имеющие производство на территории России, снижают свои прогнозные показатели прибыльности за 2013 г. Так, Nokian сообщает о снижении продаж за 9 мес.2013 г. на 4,9%. Pirelli пересматривает свои планы расширения мощностей на российском рынке, который пока «не оправдывает надежд» итальянского производителя. В соответствии с пересмотренным планом в 2015 г. производственные мощности Pirelli составят до 8,9 млн шин в год (вместо 10,5 млн шин). Как ожидает Pirelli, российский шинный рынок по итогам 2013 г. сократится на 3,5%. Но в долгосрочной перспективе, как отмечает компания, рынок демонстрирует хороший потенциал.

Оптимистично настроены российские производители, которые инвестируют средства в техническую и технологическую модернизацию производства, научные разработки. Холдинг «Кордиант» наиболее активно развивает 2 приоритетные группы шин (легковые и грузовые ЦМК шины) на производственных площадках в Ярославле и Омске, на которых к 2020 г. суммарно будет производиться до 12 млн шин в год.

«Алтайский шинный комбинат» устанавливает новое оборудование и развивает продуктовый портфель в целевых для себя группах сельскохозяйственных и легкогрузовых шин. «Нижнекамскшина» реализует инвестиционную программу, направленную на увеличение производства легковых шин Кама Euro и Viatti и расширение совокупных производственных мощностей до 18 млн шин в год.

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ

Падение спроса на шины в России и одновременное увеличение производства привело к росту экспорта продукции: за 9 месяцев за пределы страны вывезено на 18% больше шин, чем за аналогичный период 2012 г., увеличились поставки в страны Европы. Основной рост пришелся на Nokian и Pirelli, которые увеличили экспорт на 33%. Холдинг «Кордиант» увеличил экспорт на 21%. Вышеназванные зарубежные компании, наряду с увеличением объемов производства и экспорта, сократили объемы импорта: Nokian - на 49%, Pirelli - на 23% и Yokohama - на 28%.

Конкуренция на российском шинном рынке усиливается за счет роста производстваОсновные импортеры по итогам 9 мес.2013г.

Основные импортеры по итогам 9 мес.2013г.

Общий объем импорта (за исключением импорта из стран Азии) в третьем квартале текущего года продолжает сокращаться. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объемы ввезенной продукции упали на 5% в силу значительного спада импорта легковых шин (-10%), как результат расширения мощностей ведущих мировых производителей на территории России. Значительно вырос объем импорта легкогрузовых (+52%) и OTR (+36%) шин.

По-прежнему растет импорт из стран Азии: Китай и Южная Корея в структуре импорта занимают 36%, увеличив свою долю на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

Основные торговые марки из Китая Triangle, Goodride и Linglong увеличивают импорт в Россию шин в сегменте В2В. Особенно ярко выражена данная тенденция на Дальнем Востоке, где китайские шины представляют серьезную угрозу не только российским маркам, но и раскрученным японским брендам.

В то же время южно-корейские компании продолжают наращивать совокупные объемы импорта в Россию в сегменте В2С. Однако динамика развития в 2013 году среди производителей из Южной Кореи разнонаправлена. Так Hankook, увеличив объемы на 25%, по итогам 9 месяцев стал лидером среди компаний-импортеров. Kumho немного снизила темпы прироста в 3 квартале текущего года и совокупно увеличила объем ввезенной продукции на 16%. Другая южно-корейская компания Nexen, которая на протяжении 2012 г. также демонстрировала агрессивную политику, в 2013 г. снизила темпы прироста - по итогам 3-х кварталов объемы упали на 33%.

ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ И СТРУКТУРА РЫНКА

Количественные и качественные изменения в области производства и экспортно-импортных операций отразились на структуре основных игроков российского шинного рынка.

Лидерами рынка являются российские компании «Нижнекамскшина» (18%) и «Кордиант» (11%). Значительное увеличение экспорта сместило на 4-е место Nokian, которую опередила Pirelli, постепенно наращивающая производство на территории России. Hankook занимает 4% рынка, опередив такие компании, как Bridgestone и Continental.

Конкуренция на российском шинном рынке усиливается за счет роста производстваОсновные игроки шинного рынка РФ за 9 мес.2013г. (в натуральном выражении)

Основные игроки шинного рынка РФ за 9 мес.2013г. (в натуральном выражении)

Структура рынка по группам шин на протяжении последних лет стабильна. Легковые шины доминируют с долей 77,5%. Незначительно сокращается доля грузовых шин. Значительный прирост продемонстрировала группа OTR шин (+20%), что является результатом реализации крупных проектов на территории страны и развития инфраструктуры.

Конкуренция на российском шинном рынке усиливается за счет роста производстваСтруктура шинного рынка РФ по группам в натуральном вырадении

Структура шинного рынка РФ по группам в натуральном вырадении

Сокращение спроса на рынке шин привело к образованию значительных складских остатков, которые оцениваются на уровне 10% рынка. Как результат, наиболее емкие группы легковых и грузовых шин сократились на 2% и 5%, соответственно.

Помимо развития производственных мощностей немалое внимание основными игроками уделяется собственной розничной сети: «Кордиант», Nokian, Pirelli, Bridgestone, Michelin и «Нижнекамскшина» расширяют сети розничных магазинов.

ПРОГНОЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

По прогнозам холдинга «Кордиант», в 2013 г. российский шинный рынок сократится на 2,7% и составит 58,2 млн шин. Говоря о падении показателей рынка и дальнейших перспективах его развития, необходимо упомянуть о непосредственной связи автомобильного и шинного рынков.

Не следует забывать, что автомобильный рынок в 2009-2010 гг. в результате мирового кризиса сократился практически вдвое. Зависимость автомобильного и шинного рынков прямая, однако, для вторичного рынка шин существует временная задержка - цикличность замены шин на автомобилях составляет в среднем 3-4 года.

Конкуренция на российском шинном рынке усиливается за счет роста производстваПродажи легковых автомобилей в России, тыс.шт.

Продажи легковых автомобилей в России, тыс.шт.

Соответственно, то сокращение показателей рынка, которое мы сейчас наблюдаем, является следствием падения автомобильного рынка в 2009-2010 гг. Как видно из графика, в 2011-2012 гг. автомобильный рынок полностью восстановился. В 2013 г., согласно оценке Автостат, российский автомобильный рынок сократится на 5%, что отразится на динамике шинного рынка в 2016-2017 гг. в виде некоторого спада спроса. В последующие годы авторынок ждет стабилизация без значительных колебаний как в сторону роста, так и в сторону сокращения. В целом, в долгосрочной перспективе в России прогнозируется положительный тренд развития авторынка.

В 2014 г. на российском шинном рынке не следует ожидать бурного роста – стабилизация будет проходить постепенно. К 2020 г., согласно прогнозу «Кордиант», шинный рынок будет развиваться со среднегодовым темпом прироста 2% и превысит отметку в 66 млн.шин. Наиболее активно будут развиваться сегменты грузовых ЦМК и легкогрузовых шин, а также легковых шин среднего ценового сегмента.

Подводя итоги, необходимо заметить: несмотря на падение показателей, шинный рынок России продолжает качественно развиваться. Растет доля среднего ценового сегмента, развиваются качественные характеристики продукции, производители инвестируют средства в модернизацию производственной базы, качественно эволюционирует розничная торговля – сокращается доля продаж на открытых рынках, соответственно, растут продажи через специализированные шинные центры, развивается интернет-торговля.

Последние 2 года на российском шинном рынке цена является одним из основных факторов борьбы за кошелек клиента. Падение цен на сырье вкупе с волатильностью валютных курсов, проведенная работа по оптимизации себестоимости продукции позволяли многим производителям снижать цены на шины в течение продолжительного периода. При этом ожидается, что в новом летнем сезоне 2014 г. цены шины продемонстрируют некоторый рост.

МИРОВОЙ ШИННЫЙ РЫНОК

На мировых шинных рынках отмечается стабилизация во всех регионах, кроме Европы. Мировой шинный рынок по итогам 9 месяцев 2013 года вырос на +3% (в натуральном выражении). Наибольший рост наблюдался в Южной Америке как в сегменте легковых и легкогрузовых шин (+9% в OEM /первичная комплектация/ и +9% на вторичном рынке), так и в сегменте грузовых шин (+40% в OEM и +5% на вторичном рынке). В Европе (включая Россию и Турцию) в сегменте легковых и легкогрузовых шин рынок упал на -2% в OEM и на -1% на вторичном рынке, в сегменте грузовых шин – OEM без изменений, +9% на вторичном рынке. Необходимо отметить, что второй квартал подряд на европейском рынке начала улучшаться ситуация со складскими остатками в сегменте легковых и легкогрузовых шин (снижение складских остатков).

Ведущие мировые производители шин по итогам 9 мес.2013 г. отчитались о положительных результатах деятельности, несмотря на волатильность мирового валютного рынка, которая продолжает оказывать негативное воздействие на прибыльность. Несмотря на по-прежнему слабые рынки Европы и Северной Америки, жесткая политика компаний в области себестоимости продукции, начатая еще в 2010-2011 гг., принесла свои результаты.

ВЛИЯНИЕ СМЕЖНЫХ РЫНКОВ

→ Динамика рынка сырья

Мировое потребление каучука в 2013 г., по оценкам экспертов, вырастет на 1,5%. В начале года основные страны-производители каучука Таиланд, Малайзия и Индонезия сократили свой экспорт на 300 тыс. тонн за 6 мес., чтобы удержать падение цен на сырье. Но уже в 2014 г. ожидается рост спроса в диапазоне 4,1%, который, по некоторым оценкам, будет сопровождаться повышением цен до 3,3$ за кг.

→ Государственная поддержка автомобильного и банковского секторов

Проблема снижения ставок потребительского кредитования обсуждается в России на государственном уровне. Так, по программе льготного автокредитования запланирована реализация порядка 215 тыс.автомобилей, что позволит пополнить бюджет на 9 млрд. руб. в виде НДС. На конец сентября с.г. в рамках программы было реализовано 86 тыс. автомобилей, поступивших заявок – 280 тыс. Если программа будет продлена в 2014 г., по оценкам Министерства промышленности и торговли РФ объем реализованных автомобилей составит 489 тыс.шт.

В целях поддержки отечественного автопрома, согласно проекту федерального бюджета на 2014 г., государство собирается направить на субсидирование российской автомобильной промышленности рекордные 99,25 млрд руб.: на субсидии российским автопроизводителям на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест (50,4 млрд руб.), частичную компенсацию производства и гарантийного обслуживания автомобилей, соответствующих экологическим нормам «Евро-4», «Евро-5» (25,2 млрд руб.), субсидии на перевозку автомобилей с Дальнего Востока, компенсации автопроизводителям процентов по кредитам на инвестпроекты, возмещение банкам расходов по льготным автокредитам.

→ Перевозки грузов ж/д и автотранспортом

Объем коммерческих перевозок грузов ж/д и автотранспортом за 9 мес. 2013 г. сократился на 2,1%, а коммерческий грузооборот – на 2,6% по отношению к аналогичному периоду 2012 г.

Направленные в целях ликвидации последствий осеннего наводнения на Дальнем Востоке средства ранее были предусмотрены на развитие инфраструктуры региона, в результате чего сократился объем государственных субсидий на строительство и реконструкцию региональных и сельских дорог с 7,1 млрд руб. до 4,1 млрд руб. Подобная мера, по мнению экспертов, может привести к снижению объемов коммерческих грузов автомобильным транспортом. Одновременно сформировалась неоднозначная обстановка с тарифами на перевозки грузов железнодорожным транспортом – РЖД просит Правительство РФ повысить плату за перевозку порожних вагонов либо отдельных категорий грузов в целях привлечения средств на ремонт путей.

→ Ухудшается социальный климат

Обострившаяся в последнее время в экспертном сообществе и, особенно, в СМИ дискуссия относительно вероятной рецессии «подтачивает» и оказывает дестимулирующее влияние на весь потребительский сектор. В частности, в течение года модель потребления домашних хозяйств постепенно смещалась в формат накопления сбережений (за 9 мес.2013 г. прирост составил +9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.), что свидетельствует о наличии неуверенности и определенной степени волнения в обществе. Население создает «стабилизационный фонд», уменьшая свой бюджет потребления за счет отказа от необязательных услуг и приобретения отдельных товаров, особенно длительного пользования, в число которых попадают автомобили. Всего доля расходов на покупку товаров в январе-сентябре 2013 г. в структуре всех денежных расходов населения сократилась на 0,2% до 58,3%. На шинном рынке эта тенденция находит отражение в выборе потребителем более бюджетных аналогов и увеличению срока ходимости шин.

→ Снижение платежеспособного спроса

Продолжает наблюдаться понижение активности банков в кредитовании физических лиц. Всплеск массовой доступности кредитования, возникший в предшествующие годы, обусловил не только высокие затраты на обслуживание долгов, но и закредитованность российских потребителей. Объем розничных кредитов на душу населения достиг двух среднемесячных зарплат. Если учесть, что пользователями займов, в том числе выступают малообеспеченные граждане, у которых, как правило, далеко не один кредит, то можно предположить, что реальный размер закредитованности значительно выше 17% (по оценкам Goldman Sachs).

Если изначально покупки в кредит стимулировали потребление, то в отношении возвратов сумм по процентам, в конечном счете, приведет к снижению платежеспособного спроса, и, как следствие, дополнительному охлаждению сектора розничной торговли, что уже находит четкое проявление. Так, несмотря на видимый рост платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, а также развитие сборочных производств, объем производства легковых автомобилей сократился на 2,5%, грузовых – на 5,5%. При этом растет экспорт автомобильной техники различных сегментов и сокращается импорт.

Комментарии: (19)

  • Аноним
    в 21:11 26.11.2013

    В итоге, только кама из наших наращивает производства в легковых

  • Аноним
    в 23:11 26.11.2013

    Из "наших" тут двое представлены кама и кордиант )))

  • Аноним
    в 08:11 27.11.2013
    #52170   ответ на   #52167

    Ага - Алтай у нас резко вышел из состава РФ :-)))

  • Аноним
    в 12:01 13.01.2014
    #53202   ответ на   #52167

    Да вы чё - АШК-то не теряйте и со счетов не сбрасывайте! Подрастают тоже. Мож со своими заявленными новыми технологиями и дёрнутся немного вперёд в ближайшем будущем

  • Аноним
    в 12:11 27.11.2013

    У АШК написано 3% прирост, а столбики на графике в ровень, а у камы у которой 1% он все таки выше, так что здесь непонятно с ростом АШК

  • в 14:11 27.11.2013
    #52186   ответ на   #52175

    Просто 1% у Камы в разы больше, чем 3% у АШК. Если Вы могли заметить, то столбики обозначены в млн.шт.

  • Аноним
    в 20:11 28.11.2013
    #52238   ответ на   #52186

    Точно подмечено )))

  • Аноним
    в 12:11 27.11.2013

    Думаю, что именно следующий – 2014 год покажет кто из наших производителей шин умеет работать в условиях жёсткой конкуренции с зарубежными компаниями, построившими шинные заводы в РФ и с импортом.

  • Аноним
    в 21:11 27.11.2013
    #52210   ответ на   #52179

    То есть сейчас этого не видно ))) Растет только кама и ашк, но ашк в 10 раз меньше камы, так что его рынок сбыта будет локализовываться

  • Аноним
    в 21:11 27.11.2013
    #52211   ответ на   #52179

    И кстати, сейчас что мало заводов по вашему построено? Нокиан, Мишлен, пирелли, бридж, который делают у нокиан, все это лидеры мировой шинной индустрии. Так что 2014 год не станет моментом истины ;)
    Кроме того, кордиант уже перенес часть производства в Китай, так что фактически Кама наш последний крупный шинник, но она пока себя чуствует неплохо

  • Аноним
    в 10:11 29.11.2013
    #52248   ответ на   #52211

    В этом году ясности нет, потому что: 1. Кордиант практически перестал выпускать дешёвый сегмент С (см. отчёт) и продал Волтайр-Пром; 2. Одна их модель Спорт в типоразмерах 16-17 дюймов, производимая в Тайланде, не означает переноса пр-ва (тем более в Китай). К тому же они получили налоговые льготы в Омске (см. сегодняшнюю новость), значит будут расширяться. А инвестиции - это всегда риск. 3. АШК активно скупает узкие сегменты шинного рынка (особенно авиа). Тоже непонятно – что это им принесёт – прибыль или убыток? 4. Кама, конечно, большой холдинг, но если в следующем году цены на нат. каучук вырастут, пр-во ТАЗов упадёт, то сможет ли менеджмент наладить безубыточное пр-во и поддержать спрос? Вопросы остаются по всем трём производителям.
    И вот что, дружище: любить родной завод, конечно, похвально, но всё же перестань так навязчиво троллить за Каму - очень сильно раздражает. У тебя что - сдельная оплата за каждый пост? Сомневаюсь...

  • Аноним
    в 11:11 29.11.2013
    #52253   ответ на   #52248

    Сноумакс больших размеров и комфорт помоему всех размеров уже делаются тайваньскими ручонками

  • Аноним
    в 13:12 02.12.2013
    #52315   ответ на   #52248

    Небольшая поправка - налоговые льготы в Омске - это только для производства комбинированного грузняка, который и так год от года падает на всем рынке РФ.

  • Аноним
    в 20:11 28.11.2013

    График "Продажи легковых автомобилей в России, тыс.шт." почему кордиант проводит параллели с продажей резины в этом году и продажами автомобилей в 2009 и 2010? Тогда уж надо брать хотя бы по сегментам, неужели они думают, что те кто ездил на каме резко на мишлен пересел?

  • Аноним
    в 16:11 29.11.2013

    Параллель проводиться потому, что те, кто купил машину в 2009 и в 2010 годах в 2013-2014 будут менять резину.
    Рынок шин имеет прямую зависимость от количества автомобилей в нашей стране.

  • Аноним
    в 17:11 29.11.2013

    Прямую зависимость от машин проданных в этом году! Когда меняют резину купившие шины в 2009 и 2010 годах неизвестно - это гипотеза ни на чем не оснеованная!

  • Аноним
    в 13:12 02.12.2013
    #52316   ответ на   #52275

    Уважаемый - эта зависимость давно известна - комплектационное лето или всесезонку средний водитель укатывает за 3-4 года... К этому же времени (+сезон или год) он укатывает зиму купленную в год приобретения автомобиля. Это давно известно всем шинникам.

  • Аноним
    в 08:02 06.02.2014
    #53485   ответ на   #52316

    А я на свою машину, купленную в 2008г, шину Continental SportContact 2 так и не смог укатать за 5,5 лет (хотя ездил много). Так и продал машину с шиной с завода. Так что смотря какая шина, может быть какашка и китай и идет на выброс за 3-4 года, а нормальная шина минимум 5 лет отходит.

  • в 13:02 06.02.2014



    "Параллель проводиться потому, что те, кто купил машину в 2009 и в 2010 годах в 2013-2014 будут менять резину."
    вот с этим я согласен!)
    статья ниже...
    "Сейчас подошло время менять шины на автомобилях, купленных в 2009–2010 годах, когда из-за кризиса резко упали продажи новых автомобилей. Оживления производители ждут через год-полтора. В 2014–2015 годах, по мнению участников рынка, рынок начнет активно восстанавливаться. А настоящая стабилизация на рынке начнется ближе к 2020 году, когда рост продаж шин будет в среднем составлять около 2% в год".


Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя