Аналитическая справка ОАО «Кордиант» о развитии шинного рынка и анализ тенденций смежных отраслей по итогам 9 месяцев 2013 года
В третьем квартале 2013 г. в России продолжилось снижение темпов развития основных социально-экономических показателей: замедление динамики оборота розничной торговли (на 2,5%) и объемов платных услуг населению (на 1,3%), стагнация промышленного производства (индекс 100,1%), снижение объемов строительства, инвестиций в основной капитал (-1,4%) и коммерческого грузооборота транспорта (-2,1%).
По итогам трех кварталов Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭР РФ) скорректировало прогноз социально-экономического развития страны до 2030 г. В качестве базового варианта развития страны принят консервативный сценарий, предполагающий рост ВВП в период с 2013-2030 гг. в среднем на 2,5% в год. По итогам 2013 г. ожидается рост ВВП 1,8%, однако, как признает МЭР, весьма вероятно, что годовой результат будет ниже и может составить 1,5-1,6% в результате снижения крупных инвестиций в инфраструктуру и сложной внешнеэкономической ситуации (в силу отрицательного роста экономики Еврозоны - ключевого торгового партнера России).
Российский рынок шин по итогам 9 мес.2013 г. сократился на 1% и оценивается в 46,06 млн шт.
Динамика шинного рынка РФ
ПРОИЗВОДСТВО
Конкуренция на российском шинном рынке продолжает усиливаться во всех сегментах. Наряду с растущим импортом из стран Азии, мировые бренды локализуют производство на территории России: компания Continental запустила производство в Калуге с первоначальной мощностью 4 млн шин в год, компания Bridgestone объявила о начале строительства завода в Ульяновской области, в планах – запуск производства в 2016 г.
Если основным драйвером российского шинного рынка в 2012 г. был растущий импорт, то в 2013 г. ключевой движущей силой рынка выступает именно производство. За 3 квартал текущего года объемы производства приросли на 7%, в основном, за счет зарубежных производителей, запускающих или увеличивающих объем производства на территории России. Например, компания Nokian увеличила выпуск продукции на 15%, Pirelli - на 11%. Значительный скачок в силу эффекта «низкой базы» продемонстрировала компания Yokohama – производство увеличилось в 9 раз.
Производство шин на территории РФ за 9 мес.2013 г.
Наибольшее увеличение производства (на 9%) наблюдается в сегментах легковых и OTR шин. Производство грузовых шин сократилось на 5% за счет снижения выпуска грузовых комбинированных шин. В сегменте легковых шин наращивают мощности зарубежные производители, а также ОАО «Нижнекамскшина».
Холдинг «Кордиант» сократил производство легковых шин на 7%, что связано с прекращением производства морально устаревшей продукции и переориентацией продуктового портфеля и производственных мощностей на бренд Cordiant. При этом выпуск продукции под брендом Cordiant увеличился на 6,4% за счет расширения продуктового портфеля новыми суббрендами RoadRunner, WinterDrive, SnowCross, а также типоразмерами 17-18 посадочного дюйма.
На текущий момент рынок не оправдывает надежд основных игроков. Зарубежные производители, имеющие производство на территории России, снижают свои прогнозные показатели прибыльности за 2013 г. Так, Nokian сообщает о снижении продаж за 9 мес.2013 г. на 4,9%. Pirelli пересматривает свои планы расширения мощностей на российском рынке, который пока «не оправдывает надежд» итальянского производителя. В соответствии с пересмотренным планом в 2015 г. производственные мощности Pirelli составят до 8,9 млн шин в год (вместо 10,5 млн шин). Как ожидает Pirelli, российский шинный рынок по итогам 2013 г. сократится на 3,5%. Но в долгосрочной перспективе, как отмечает компания, рынок демонстрирует хороший потенциал.
Оптимистично настроены российские производители, которые инвестируют средства в техническую и технологическую модернизацию производства, научные разработки. Холдинг «Кордиант» наиболее активно развивает 2 приоритетные группы шин (легковые и грузовые ЦМК шины) на производственных площадках в Ярославле и Омске, на которых к 2020 г. суммарно будет производиться до 12 млн шин в год.
«Алтайский шинный комбинат» устанавливает новое оборудование и развивает продуктовый портфель в целевых для себя группах сельскохозяйственных и легкогрузовых шин. «Нижнекамскшина» реализует инвестиционную программу, направленную на увеличение производства легковых шин Кама Euro и Viatti и расширение совокупных производственных мощностей до 18 млн шин в год.
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ
Падение спроса на шины в России и одновременное увеличение производства привело к росту экспорта продукции: за 9 месяцев за пределы страны вывезено на 18% больше шин, чем за аналогичный период 2012 г., увеличились поставки в страны Европы. Основной рост пришелся на Nokian и Pirelli, которые увеличили экспорт на 33%. Холдинг «Кордиант» увеличил экспорт на 21%. Вышеназванные зарубежные компании, наряду с увеличением объемов производства и экспорта, сократили объемы импорта: Nokian - на 49%, Pirelli - на 23% и Yokohama - на 28%.
Основные импортеры по итогам 9 мес.2013г.
Общий объем импорта (за исключением импорта из стран Азии) в третьем квартале текущего года продолжает сокращаться. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объемы ввезенной продукции упали на 5% в силу значительного спада импорта легковых шин (-10%), как результат расширения мощностей ведущих мировых производителей на территории России. Значительно вырос объем импорта легкогрузовых (+52%) и OTR (+36%) шин.
По-прежнему растет импорт из стран Азии: Китай и Южная Корея в структуре импорта занимают 36%, увеличив свою долю на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
Основные торговые марки из Китая Triangle, Goodride и Linglong увеличивают импорт в Россию шин в сегменте В2В. Особенно ярко выражена данная тенденция на Дальнем Востоке, где китайские шины представляют серьезную угрозу не только российским маркам, но и раскрученным японским брендам.
В то же время южно-корейские компании продолжают наращивать совокупные объемы импорта в Россию в сегменте В2С. Однако динамика развития в 2013 году среди производителей из Южной Кореи разнонаправлена. Так Hankook, увеличив объемы на 25%, по итогам 9 месяцев стал лидером среди компаний-импортеров. Kumho немного снизила темпы прироста в 3 квартале текущего года и совокупно увеличила объем ввезенной продукции на 16%. Другая южно-корейская компания Nexen, которая на протяжении 2012 г. также демонстрировала агрессивную политику, в 2013 г. снизила темпы прироста - по итогам 3-х кварталов объемы упали на 33%.
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ И СТРУКТУРА РЫНКА
Количественные и качественные изменения в области производства и экспортно-импортных операций отразились на структуре основных игроков российского шинного рынка.
Лидерами рынка являются российские компании «Нижнекамскшина» (18%) и «Кордиант» (11%). Значительное увеличение экспорта сместило на 4-е место Nokian, которую опередила Pirelli, постепенно наращивающая производство на территории России. Hankook занимает 4% рынка, опередив такие компании, как Bridgestone и Continental.
Основные игроки шинного рынка РФ за 9 мес.2013г. (в натуральном выражении)
Структура рынка по группам шин на протяжении последних лет стабильна. Легковые шины доминируют с долей 77,5%. Незначительно сокращается доля грузовых шин. Значительный прирост продемонстрировала группа OTR шин (+20%), что является результатом реализации крупных проектов на территории страны и развития инфраструктуры.
Структура шинного рынка РФ по группам в натуральном вырадении
Сокращение спроса на рынке шин привело к образованию значительных складских остатков, которые оцениваются на уровне 10% рынка. Как результат, наиболее емкие группы легковых и грузовых шин сократились на 2% и 5%, соответственно.
Помимо развития производственных мощностей немалое внимание основными игроками уделяется собственной розничной сети: «Кордиант», Nokian, Pirelli, Bridgestone, Michelin и «Нижнекамскшина» расширяют сети розничных магазинов.
ПРОГНОЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
По прогнозам холдинга «Кордиант», в 2013 г. российский шинный рынок сократится на 2,7% и составит 58,2 млн шин. Говоря о падении показателей рынка и дальнейших перспективах его развития, необходимо упомянуть о непосредственной связи автомобильного и шинного рынков.
Не следует забывать, что автомобильный рынок в 2009-2010 гг. в результате мирового кризиса сократился практически вдвое. Зависимость автомобильного и шинного рынков прямая, однако, для вторичного рынка шин существует временная задержка - цикличность замены шин на автомобилях составляет в среднем 3-4 года.
Продажи легковых автомобилей в России, тыс.шт.
Соответственно, то сокращение показателей рынка, которое мы сейчас наблюдаем, является следствием падения автомобильного рынка в 2009-2010 гг. Как видно из графика, в 2011-2012 гг. автомобильный рынок полностью восстановился. В 2013 г., согласно оценке Автостат, российский автомобильный рынок сократится на 5%, что отразится на динамике шинного рынка в 2016-2017 гг. в виде некоторого спада спроса. В последующие годы авторынок ждет стабилизация без значительных колебаний как в сторону роста, так и в сторону сокращения. В целом, в долгосрочной перспективе в России прогнозируется положительный тренд развития авторынка.
В 2014 г. на российском шинном рынке не следует ожидать бурного роста – стабилизация будет проходить постепенно. К 2020 г., согласно прогнозу «Кордиант», шинный рынок будет развиваться со среднегодовым темпом прироста 2% и превысит отметку в 66 млн.шин. Наиболее активно будут развиваться сегменты грузовых ЦМК и легкогрузовых шин, а также легковых шин среднего ценового сегмента.
Подводя итоги, необходимо заметить: несмотря на падение показателей, шинный рынок России продолжает качественно развиваться. Растет доля среднего ценового сегмента, развиваются качественные характеристики продукции, производители инвестируют средства в модернизацию производственной базы, качественно эволюционирует розничная торговля – сокращается доля продаж на открытых рынках, соответственно, растут продажи через специализированные шинные центры, развивается интернет-торговля.
Последние 2 года на российском шинном рынке цена является одним из основных факторов борьбы за кошелек клиента. Падение цен на сырье вкупе с волатильностью валютных курсов, проведенная работа по оптимизации себестоимости продукции позволяли многим производителям снижать цены на шины в течение продолжительного периода. При этом ожидается, что в новом летнем сезоне 2014 г. цены шины продемонстрируют некоторый рост.
МИРОВОЙ ШИННЫЙ РЫНОК
На мировых шинных рынках отмечается стабилизация во всех регионах, кроме Европы. Мировой шинный рынок по итогам 9 месяцев 2013 года вырос на +3% (в натуральном выражении). Наибольший рост наблюдался в Южной Америке как в сегменте легковых и легкогрузовых шин (+9% в OEM /первичная комплектация/ и +9% на вторичном рынке), так и в сегменте грузовых шин (+40% в OEM и +5% на вторичном рынке). В Европе (включая Россию и Турцию) в сегменте легковых и легкогрузовых шин рынок упал на -2% в OEM и на -1% на вторичном рынке, в сегменте грузовых шин – OEM без изменений, +9% на вторичном рынке. Необходимо отметить, что второй квартал подряд на европейском рынке начала улучшаться ситуация со складскими остатками в сегменте легковых и легкогрузовых шин (снижение складских остатков).
Ведущие мировые производители шин по итогам 9 мес.2013 г. отчитались о положительных результатах деятельности, несмотря на волатильность мирового валютного рынка, которая продолжает оказывать негативное воздействие на прибыльность. Несмотря на по-прежнему слабые рынки Европы и Северной Америки, жесткая политика компаний в области себестоимости продукции, начатая еще в 2010-2011 гг., принесла свои результаты.
ВЛИЯНИЕ СМЕЖНЫХ РЫНКОВ
→ Динамика рынка сырья
Мировое потребление каучука в 2013 г., по оценкам экспертов, вырастет на 1,5%. В начале года основные страны-производители каучука Таиланд, Малайзия и Индонезия сократили свой экспорт на 300 тыс. тонн за 6 мес., чтобы удержать падение цен на сырье. Но уже в 2014 г. ожидается рост спроса в диапазоне 4,1%, который, по некоторым оценкам, будет сопровождаться повышением цен до 3,3$ за кг.
→ Государственная поддержка автомобильного и банковского секторов
Проблема снижения ставок потребительского кредитования обсуждается в России на государственном уровне. Так, по программе льготного автокредитования запланирована реализация порядка 215 тыс.автомобилей, что позволит пополнить бюджет на 9 млрд. руб. в виде НДС. На конец сентября с.г. в рамках программы было реализовано 86 тыс. автомобилей, поступивших заявок – 280 тыс. Если программа будет продлена в 2014 г., по оценкам Министерства промышленности и торговли РФ объем реализованных автомобилей составит 489 тыс.шт.
В целях поддержки отечественного автопрома, согласно проекту федерального бюджета на 2014 г., государство собирается направить на субсидирование российской автомобильной промышленности рекордные 99,25 млрд руб.: на субсидии российским автопроизводителям на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест (50,4 млрд руб.), частичную компенсацию производства и гарантийного обслуживания автомобилей, соответствующих экологическим нормам «Евро-4», «Евро-5» (25,2 млрд руб.), субсидии на перевозку автомобилей с Дальнего Востока, компенсации автопроизводителям процентов по кредитам на инвестпроекты, возмещение банкам расходов по льготным автокредитам.
→ Перевозки грузов ж/д и автотранспортом
Объем коммерческих перевозок грузов ж/д и автотранспортом за 9 мес. 2013 г. сократился на 2,1%, а коммерческий грузооборот – на 2,6% по отношению к аналогичному периоду 2012 г.
Направленные в целях ликвидации последствий осеннего наводнения на Дальнем Востоке средства ранее были предусмотрены на развитие инфраструктуры региона, в результате чего сократился объем государственных субсидий на строительство и реконструкцию региональных и сельских дорог с 7,1 млрд руб. до 4,1 млрд руб. Подобная мера, по мнению экспертов, может привести к снижению объемов коммерческих грузов автомобильным транспортом. Одновременно сформировалась неоднозначная обстановка с тарифами на перевозки грузов железнодорожным транспортом – РЖД просит Правительство РФ повысить плату за перевозку порожних вагонов либо отдельных категорий грузов в целях привлечения средств на ремонт путей.
→ Ухудшается социальный климат
Обострившаяся в последнее время в экспертном сообществе и, особенно, в СМИ дискуссия относительно вероятной рецессии «подтачивает» и оказывает дестимулирующее влияние на весь потребительский сектор. В частности, в течение года модель потребления домашних хозяйств постепенно смещалась в формат накопления сбережений (за 9 мес.2013 г. прирост составил +9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.), что свидетельствует о наличии неуверенности и определенной степени волнения в обществе. Население создает «стабилизационный фонд», уменьшая свой бюджет потребления за счет отказа от необязательных услуг и приобретения отдельных товаров, особенно длительного пользования, в число которых попадают автомобили. Всего доля расходов на покупку товаров в январе-сентябре 2013 г. в структуре всех денежных расходов населения сократилась на 0,2% до 58,3%. На шинном рынке эта тенденция находит отражение в выборе потребителем более бюджетных аналогов и увеличению срока ходимости шин.
→ Снижение платежеспособного спроса
Продолжает наблюдаться понижение активности банков в кредитовании физических лиц. Всплеск массовой доступности кредитования, возникший в предшествующие годы, обусловил не только высокие затраты на обслуживание долгов, но и закредитованность российских потребителей. Объем розничных кредитов на душу населения достиг двух среднемесячных зарплат. Если учесть, что пользователями займов, в том числе выступают малообеспеченные граждане, у которых, как правило, далеко не один кредит, то можно предположить, что реальный размер закредитованности значительно выше 17% (по оценкам Goldman Sachs).
Если изначально покупки в кредит стимулировали потребление, то в отношении возвратов сумм по процентам, в конечном счете, приведет к снижению платежеспособного спроса, и, как следствие, дополнительному охлаждению сектора розничной торговли, что уже находит четкое проявление. Так, несмотря на видимый рост платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, а также развитие сборочных производств, объем производства легковых автомобилей сократился на 2,5%, грузовых – на 5,5%. При этом растет экспорт автомобильной техники различных сегментов и сокращается импорт.
- Анонимв 12:11 27.11.2013
У АШК написано 3% прирост, а столбики на графике в ровень, а у камы у которой 1% он все таки выше, так что здесь непонятно с ростом АШК
- Анонимв 12:11 27.11.2013
Думаю, что именно следующий – 2014 год покажет кто из наших производителей шин умеет работать в условиях жёсткой конкуренции с зарубежными компаниями, построившими шинные заводы в РФ и с импортом.
И кстати, сейчас что мало заводов по вашему построено? Нокиан, Мишлен, пирелли, бридж, который делают у нокиан, все это лидеры мировой шинной индустрии. Так что 2014 год не станет моментом истины ;)
Кроме того, кордиант уже перенес часть производства в Китай, так что фактически Кама наш последний крупный шинник, но она пока себя чуствует неплохоВ этом году ясности нет, потому что: 1. Кордиант практически перестал выпускать дешёвый сегмент С (см. отчёт) и продал Волтайр-Пром; 2. Одна их модель Спорт в типоразмерах 16-17 дюймов, производимая в Тайланде, не означает переноса пр-ва (тем более в Китай). К тому же они получили налоговые льготы в Омске (см. сегодняшнюю новость), значит будут расширяться. А инвестиции - это всегда риск. 3. АШК активно скупает узкие сегменты шинного рынка (особенно авиа). Тоже непонятно – что это им принесёт – прибыль или убыток? 4. Кама, конечно, большой холдинг, но если в следующем году цены на нат. каучук вырастут, пр-во ТАЗов упадёт, то сможет ли менеджмент наладить безубыточное пр-во и поддержать спрос? Вопросы остаются по всем трём производителям.
И вот что, дружище: любить родной завод, конечно, похвально, но всё же перестань так навязчиво троллить за Каму - очень сильно раздражает. У тебя что - сдельная оплата за каждый пост? Сомневаюсь...- Анонимв 20:11 28.11.2013
График "Продажи легковых автомобилей в России, тыс.шт." почему кордиант проводит параллели с продажей резины в этом году и продажами автомобилей в 2009 и 2010? Тогда уж надо брать хотя бы по сегментам, неужели они думают, что те кто ездил на каме резко на мишлен пересел?
- Анонимв 16:11 29.11.2013
Параллель проводиться потому, что те, кто купил машину в 2009 и в 2010 годах в 2013-2014 будут менять резину.
Рынок шин имеет прямую зависимость от количества автомобилей в нашей стране. - Анонимв 17:11 29.11.2013
Прямую зависимость от машин проданных в этом году! Когда меняют резину купившие шины в 2009 и 2010 годах неизвестно - это гипотеза ни на чем не оснеованная!
Уважаемый - эта зависимость давно известна - комплектационное лето или всесезонку средний водитель укатывает за 3-4 года... К этому же времени (+сезон или год) он укатывает зиму купленную в год приобретения автомобиля. Это давно известно всем шинникам.
А я на свою машину, купленную в 2008г, шину Continental SportContact 2 так и не смог укатать за 5,5 лет (хотя ездил много). Так и продал машину с шиной с завода. Так что смотря какая шина, может быть какашка и китай и идет на выброс за 3-4 года, а нормальная шина минимум 5 лет отходит.
"Параллель проводиться потому, что те, кто купил машину в 2009 и в 2010 годах в 2013-2014 будут менять резину."
вот с этим я согласен!)
статья ниже...
"Сейчас подошло время менять шины на автомобилях, купленных в 2009–2010 годах, когда из-за кризиса резко упали продажи новых автомобилей. Оживления производители ждут через год-полтора. В 2014–2015 годах, по мнению участников рынка, рынок начнет активно восстанавливаться. А настоящая стабилизация на рынке начнется ближе к 2020 году, когда рост продаж шин будет в среднем составлять около 2% в год".
Комментарии: (19)