«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 году
  10.04.2012

В своем новом аналитическом отчете холдинг «СИБУР – Русские шины» рассказал о том, как российскому рынку удалось вернуться на докризисный уровень, какие шины становятся популярнее у потребителей, и чем грозит отечественным компаниям вступление России в ВТО.

Для российского рынка шин 2011 год стал последней ступенью по выходу из финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов: прирост по отношению к 2010 году составил 30%, по отношению к 2008 году более 9%.

На положительную динамику рынка оказала влияние совокупность таких факторов, как рост парка техники (также за счет роста сборки техники в РФ), восстановление покупательской способности, рост грузоперевозок, развитие деятельности агропромышленных холдингов в РФ, рост дорожно-строительных работ.

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуДрайверы рынка автомобильных шин в РФ в 2009-2011 гг.

Драйверы рынка автомобильных шин в РФ в 2009-2011 гг.

Суммарный объем российского рынка автомобильных шин всех видов составил в 2011 году 55,5 млн шт. (прирост по отношению к 2010 году составил +30%). В денежном выражении аналогичный показатель за 2011 год составил 213,6 млрд руб. (прирост по отношению к 2010 году составил +37%).

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуДинамика емкости рынека автомобильных шин в РФ в 201-2011 гг.

Динамика емкости рынека автомобильных шин в РФ в 201-2011 гг.

Объем внутреннего производства автомобильных шин всех видов в Российской Федерации составил в 2011 году 40,9 млн штук. По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года прирост составил 12% (2010 год – 36,5 млн штук).

За истекший год в Россию было импортировано 26 млн штук шин (прирост 49%). Объем экспорта шин из Российской Федерации составил в 2011 году 11,5 млн штук, что лишь на 2% превысило аналогичный показатель предыдущего года. Замедление темпов роста экспортных поставок объясняет растущие потребности внутреннего рынка, что требует фокусировать усилия отечественных производителей на внутреннем рынке.

Следует отметить факт опережающего роста экспорта и импорта в стоимостном выражении по отношению к штучному, что обусловлено как ростом качества выпускаемой продукции отечественных производителей, так и ростом покупательской способности потребителей.

Со стороны внутренних производителей на российский рынок шин было поставлено в 2011 году 29,4 млн штук автомобильных шин всех видов. На долю импортной продукции пришлось 26,1 млн шин. По итогам 2011 года, на российском рынке шин количественно выросли все ценовые сегменты. При этом обращает на себя внимание опережающий рост сегмента А преимущественно за счет группы легковых шин. Прирост этого сегмента составил 51% в натуральном выражении и 64% в стоимостном выражении.

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуЕмкость автомобильных шин в РФ по каналам поступления продукции в 2008-2010 гг., млн шт.

Емкость автомобильных шин в РФ по каналам поступления продукции в 2008-2010 гг., млн шт.

Таким образом, эта тенденция привела к соответствующим изменениям в рыночной структуре: доля сегмента А на российском рынке выросла с 26% в 2010 году до 31% в 2011 году в штучном выражении, и с 37% до 42% в стоимостном выражении за тот же период.

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуЕмкость рынка автомобильных шин РФ по ценовым сегментам 2в 010-2011 гг.

Емкость рынка автомобильных шин РФ по ценовым сегментам в 2010-2011 гг.

Среди основных товарных групп шинного рынка наиболее быстрыми темпами роста отличались шины для легкового и легкогрузового транспорта. Так, по результатам 2011 года, сегмент легковых шин показал 33% количественный прирост, и 48% рост в стоимостном выражении. Сегмент легкогрузовых вырос за истекший год на 24% в количественном и на 50% в денежном выражениях.

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуЕмкость рынка автомобильных шин РФ по ценовым сегментам в 2010-2011 гг.

Емкость рынка автомобильных шин РФ по ценовым сегментам в 2010-2011 гг.

В составе сегмента грузовых шин следует отдельно упомянуть сегмент ЦМК-шин (цельнометаллокордные шины – современные шины для грузового транспорта), за счет которого происходит прирост данной группы шин в целом. В 2011 году продажи ЦМК-шин удвоились по сравнению с 2008 годом и составили 3 млн (прирост по отношению к 2010 году составил +37%).

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуЕмкость рынка автомобильных шин в РФ по основным группам продукции, 2010-2011 гг.

Емкость рынка автомобильных шин в РФ по основным группам продукции, 2010-2011 гг.

Структура основных игроков рынка шин качественных изменений в рассматриваемом периоде не претерпела. Как и ранее на рынке присутствует выраженная тройка лидеров: «СИБУР-Русские шины», Нижнекамскшина и Амтел. На долю ТОП-3 приходится 42% от всего количества проданных шин в России за истекший период (в 2010 году – 49%).

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуСтруктура производства автомобильных шин в РФ в 2011 г., млн шт.

Структура производства автомобильных шин в РФ в 2011 г., млн шт.

По итогам 2011 года Компания «СИБУР—Русские шины» стала лидером рынка (в денежном выражении) за счет развития в продуктовом портфеле востребованной брендированной продукции.

В структуре производства шин в России также выделяются Амтел и Nokian, продемонстрировавшие опережающие темпы роста объемов производства. В случае с Амтел восстановление показателей компании было обеспечено всесторонней поддержкой со стороны «СИБУР–Русские шины», управленческая команда которой взяла на себя вопросы восстановления нормальной работы, обеспечения ресурсами и налаживания сбыта продукции предприятий Амтел.

«СИБУР – Русские шины» опубликовал отчет о состоянии российского шинного рынка в 2011 годуДоли продаж крупнейших игроков на рынке автомобильных шин в РФ, 2011 г., млрд руб. (предварительные данные)

Доли продаж крупнейших игроков на рынке автомобильных шин в РФ, 2011 г., млрд руб.
(предварительные данные)

Напомним, что в июне 2010 года основным кредитором обанкротившейся группы Амтел стал нефтехимический холдинг СИБУР. С помощью дочернего холдинга — «СИБУР – Русские шины» уже в начале 2011 года на Воронежском и Кировском шинных заводах (входивших в Амтел) была возобновлена стабильная работа. К началу второго квартала 2012 года оба завода были переданы СП итальянской Pirelli & C. Spa и госкорпорации «Ростехнологии».

Быстрый рост Nokian происходит за счет активной загрузки компанией экспортного канала продаж (более 60% произведенной продукции ориентированы на экспорт).

Итоги 2011 года показали, что российский рынок шин не только вышел на докризисный уровень, но и определенно вырос в ногу с общим ростом экономики страны.

В ближайшие годы на развитие российского рынка шин окажут влияние следующие факторы:

  • Развитие как локализованных сборочных производств техники (Renault, Ford, Volkswagen, Volvo, Scania, Mercedes-Benz, John Deere и прочие), так и шинных производств (Nokian, Continental, Pirelli, Yokohama).
  • Развитие программ утилизации техники (грузовой, cельскохозяйственной), что повлечет ускоренное обновление парка техники.
  • Развитие агропромышленных холдингов в РФ определяет интенсивный рост АПК.
  • Вступление России в ВТО повлечет за собой изменение структуры рынка в разрезе как игроков рынка (рост доли импортной продукции), так и изменение структуры потребляемой продукции (типоразмеров).

Результатом воздействия последнего фактора может стать ослабление защиты внутреннего рынка и усиление конкуренции со стороны иностранных производителей шин, импортирующих свою продукцию. Увеличение притока на российский рынок шин, произведенных за рубежом (в первую очередь в Китае и Восточной Европе), грозит российским производителям потерей значительной доли рынка. При этом преимущества вступления России в ВТО для шинной отрасли ограничены в силу ее ориентированности на внутренний рынок — три четверти шин, произведенных российскими заводами, продаются внутри страны.

В отсутствии дополнительных мер поддержки со стороны государства российская шинная отрасль столкнется с недофинансированием наиболее чувствительных направлений — НИОКР и модернизации основных фондов.

Компенсировать для шинной отрасли негативные последствия вступления России в ВТО может целый ряд мер:

  • снижение ввозных пошлин на каучуки и другое сырье,
  • запрет ввоза шин, бывших в употреблении,
  • предоставление льготных кредитов на закупку сырья и оборудования предприятиям, производящим импортозамещающую продукцию,
  • компенсация или замораживание роста тарифов на услуги естественных монополий и компаний, подконтрольных государству,
  • пролонгация практики освобождения от уплаты НДС ввозимого на территорию России технологического оборудования, аналоги которого здесь не производятся,
  • установление приоритета шин российского происхождения при осуществлении государством закупок/технического обслуживания автомобилей, строительно-дорожной и коммунальной техники, предназначенной для нужд федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.

Комментарии: (1)

  • в 16:04 10.04.2012

    Два монстра- две правды.

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя