Гран при Канады с точки зрения шин
  10.06.2011

Как и в Монако, компания Pirelli привезет в Монреаль, на одну из самых требовательных с точки зрения работы шин трасс в сезоне, мягкие шины PZero Yellow (с желтой маркировкой) и сверхмягкие шины PZero Red (с красной маркировкой). Каковы причины такого выбора?

Трасса

В отличие от трассы в Монако, канадская трасса проложена не только по улицам: помимо улиц на искусственном острове на реке Святого Лаврентия, она включает в себя часть стационарного кольца, используемого только для гонок. Гонка протяженностью 70 кругов пройдет по 4,361-километровой трассе с исключительно гладким асфальтом, отличающимся различным уровнем сцепления с шинами.

На трассе имеется шесть участков интенсивного торможения (что делает ее самой требовательной с точки зрения работы тормозов в сезоне), три шиканы и четыре скоростных поворота.

Насыщенная средняя секция трассы состоит из двух шикан, двух участков торможения и нескольких участков резкой смены направления движения — и все это на протяжении менее 700 метров. В результате действующих на шины экстремальных нагрузок всего лишь за 15 секунд температура протектора повышается на 20 градусов более чем до 110°С.

Одним из самых сложных для болида, гонщика и шин участков трассы является длинная «шпилька», перед входом в которую скорость снижается на 230 км/ч — с 290 км/ч до 60 км/ч — менее чем за три секунды на 130-метровом отрезке. В результате указанных факторов на передние шины действует вертикальная нагрузка 1100 кг. Вход в этот поворот — это основная возможность для обгона.

Трасса в Монреале известна различными типами покрытия, что в наибольшей степени проявляется на пит-лейн. Перед боксами покрытие представлено двумя типами: одна часть покрыта асфальтом, другая – бетоном. Каждая из них характеризуется различным коэффициентом трения, что естественно влияет на величину резинового слоя, оставляемого шинами, и на сцепление шин с поверхностью. Адаптивный состав шин Pzero разработан таким образом, чтобы обеспечить сохранение устойчивых характеристик на различных типах покрытия.

Стратегия

Последнее поколение шин для болидов Формулы 1 выдвинуло на первое место значимость правильной стратегии. Стратегия зависит от множества факторов, но самый важный вопрос, стоящий перед командами, заключается в выборе отрезка гонки, в течение которого они хотят ехать с максимально возможной скоростью.

Выбор на старте гонки шин, обеспечивающих максимальную скорость прохождения круга (т.е. обычно более мягких шин из двух предложенных типов), позволит пилотам уйти в отрыв и таким образом получить преимущество в начале дистанции. В то же время в такой стратегии таится опасность того, что позднее их могут обогнать гонщики, которые выбрали более мягкие шины для середины или конца гонки.

И наоборот: гонщики, которые стартуют на более жестких шинах, могут обойти своих соперников на первых пит-стопах, чтобы обеспечить себе лучшее положение на трассе. При этом на раннем этапе гонки они подвергнутся серьезному прессингу со стороны других гонщиков, которые используют потенциал скорости более мягких шин.

На первом пит-стопе требуется принять еще одно важное решение: следует ли гонщику выбрать другой тип шин или продолжать гонку на тех же шинах, на которых он стартовал? Переход на шины другого типа делает стратегию более гибкой, так как, согласно правилам, каждый тип шин должен быть использован не менее одного раза. Если принимается решение остаться на выбранных шинах, в боксы придется заезжать еще один раз.

Команды применяют различные компьютерные программы для моделирования скорости при использовании различных стратегий. Но эти программы не могут учесть стратегии, выбранные другими командами, а также вероятность блокирования либо более медленными соперниками, что является особенностью этой трассы, либо в результате происшествий на трассе, таких как аварии и появления автомобиля безопасности.

Команды тщательно подходят к изучению вероятности таких событий (на канадской трассе вероятность появления автомобиля безопасности достигает 67%), которые оказывают значительное влияние на выбор стратегии. Немаловажным фактором выступает погода, так как дождь зачастую нарушает большинство стратегий.

Легкость обгонов на трассе также принимается в расчет при разработке стратегии. В отличие от Монако, где малое количество участков для обгонов обуславливает использование более консервативных стратегий, на трассе в Канаде имеется больше возможностей для обгонов, следовательно, команды могут решиться на более рискованную стратегию (если она им подходит).

В конечном счете, основной характеристикой любой стратегии является ее гибкость. Команды, в штате которых трудятся лучшие специалисты по тактике, зачастую добиваются лучших результатов, так как эти люди способны мгновенно отреагировать на непредвиденные события и действия своих соперников. Новая линейка шин Pirelli PZero, вносящая в гонки текущего сезона дополнительный элемент зрелищности и в то же время непредсказуемости, делает скорость реакции более важной, чем когда-либо прежде.

Гран-При Канады: прохождение трассы

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя