Регион: Подбор по авто

Особенности зимнего вождения. Как улучшить управляемость своего автомобиля.

    • Аватар пользователя Godin
    • Godin в 22:36, 25.12.2009





                                                                                                 
                                                                                                     

                                                                                                                    ABS, шины и скользкая дорога.

    Ситуация на льду и утромбованном снегу.

        Для начала разберемся, что такое ABS, а затем узнаем как эта система связана с выбором шин. Большинcтво людей ошибочно считают, что система ABS служит для того, чтобы машина лучше тормозила, и тормозной путь при этом уменьшался. Аббревиатура ABS (Anti-Blocking System), в переводе на русский язык, означает «антиблокировочная система», и придумана она была для того, чтобы при экстренном торможении(«в пол») на скользком дорожном покрытии(лед, грязь, снег), колеса машины полностью не блокировались(«на юз»), и машину не заносило, тем самым сохраняя или, я бы сказал, намного улучшая ее управление при экстренном маневрировании, и как следствие – уход от удара впереди стоящего препятствия, например, автомобиля. С этим разобрались. Теперь поговорим о том, как это разъяснение относится к выбору зимних шин.
       
        Представте себе, что у вас автомобиль, неукомплектованный системой ABS, например, отечественного производства, на шипованных шинах. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Итак, оттепель, затем подморозило, а городские службы как всегда не были готовы к такому повороту событий. Что мы получаем? Мы получаем тонкий слой льда поверх асфальта. При экстренном торможении колеса такого автомобиля полностью заблокируются и, в большинстве случаев, продерут этот ледок шипами и доберуться до асфальта, что уменшит тормозной путь, но сманеврировать врядли получится, так как машина с полностью заблокированными колесами на поворот руля не реагирует, и ее несет по инерции в ту сторону, куда она ехала до торможения. У «липучек», естественно, в такой ситуации нет шансов добраться до асфальта, а соответственно на них тормозной путь будет гораздо большим, и машина так же будет неуправляема. Исходя из вышесказанного, в данной ситуации отдадим преимущество шипованной шине.

        Теперь представьте себе, что ваш автомобиль укомплектован ABS. Та же ситуация. ABS  при малейшем намеке на скользкое дорожное покрытие сразу сработает, и какой была толщина льда, его никогда не заинтересует. Такая машина проследует после нажатия на педаль тормоза фактически без торможения, НО у вас будет возможность сманеврировать и уйти от столкновения(если будет куда уходить конечно). В этой ситуации так же лучше сработает шипованная шина, так как она хоть как-то будет стараться уцепиться за ледок. Здесь шипы будут несколько лучше, но ненамного.


    Вывод: Этим руководством стоит пользоваться в более заснеженных городах, там, где небольшие наледи встречаются более часто. Это не про сибирь, а про города уже за 100 километров от Москвы.

    Ситуация на сухом асфальте, мокром асфальте и «каше» .

          В этих же обоих случаях с ABS и без него на сухом асфальте, мокром асфальте, на асфальте, политом реагентом, и на кашеобразной массе шипы сильно усугубят положение, превратив автомобиль в «корову на льду». На таких зимних покрытиях ваше спасение и спасение вашего автомобиля только и только в «Липучке». Почему? Читайте следующий раздел.

    Вывод:  Этим руководством стоит пользоваться жителям городов, подобных Москве, где снега все меньше и меньше, а реагента все больше и больше.

                                                                                             


                                                                                                  Опасности зимнего асфальта или «Берегись ABS».

        Москва, январь 2008 год. На дисках моего автомобиля стояла новая шипованная резина Nokian Hakkapeliitta 1. Температура -5 градусов. На асфальте никаких признаков льда, но, несмотря на минусовую температуру, он покрыт эдакой влажной пленкой. Я двигался в пробке, иногда разгоняясь до 30 км/ч. Дистанцию держал что называется пробочную, как обычно, не близко и не далеко. На первый взгляд, сцепление с дорогой неплохое. Как вдруг передо мной машины резко затормозили. В моем распоряжении было около 5 – 6 метров до впередиедующего автомобиля. Скорость около 30 км/ч. Жму на тормоз, срабатывает ABS и я чувствую, как моя машина просто плывет на шипах по асфальту с соответствующим звуком, не подавая никаких признаков сцепления, и «клюет» в зад впередиидущую машину. Я в недоумении… Как так? Скорость небольшая, льда нет. Раньше такой дистанции хватало «за глаза». Пока ждали гаишников, я прошелся по дороге, потрогал асфальт в разных участках и ощутил некую маслянистость. Приехал инспектор, осмотрел место аварии  и подтвердил мои доводы по поводу произошедшего. С дистанцией все в норме, со скоростью тоже, чего не скажешь об асфальте. Его недавно обильно полили реагентом, который и создал эту маслянистую мокрую, незамерзающую пленку на дороге. Свойства такой дороги лучше, чем у льда, но опасность в том, что лед видно, а такую дорогу нет. Также инспектор сказал, что таких случаев у него зимой сплошь и рядом. Люди сталкиваются не по невнимательности, а просто в силу того, что такую дорогу визуально очень трудно отличить от просто мокрой дороги.

        Данную ситуацию, помимо незнания, усугубила шипованная шина. «Липучка» повела бы себя в корне поиному, и скорее всего столкновения можно было бы избежать. А если бы не было ABS и стояла «липучка», то в этой ситуации машина остановилась бы однозначно до удара. ABS не настолько умный, что бы распознавать покрытие и делать выводы – пройдет колесо через такую пленку, зацепившись за асфальт, или нет, и при малейшем сомнении сразу включает блокировку. На такой скорости и в плотном потоке испытывать мастерство управления на абээсе нет никакого смысла. Во всех четырех направлениях вокруг тоже машины, и попыткой уйти от удара можно сделать только хуже и «собрать» гараздо больше машин. Далеко не всегда электронные мозги оказываются умнее наших, а в случае с ABS это именно так.

        Вывод: Не зря автомобили, которые участвуют в автогонках, не комплектуются никакими системами ABS, EBD, системами курсовой стабилизации и прочими вспомогательными человеку системами, либо делаются эти функции отключаемыми. Пилот знает по какому покрытию он сейчас поедет и так же знает возможности своего автомобиля и должен управлять им без посторонней помощи и полагаться целиком и полностью на себя, свой опыт и свои ощущения.





                                                                                                        На разные температуры разные шины.

       
        После проведения множества зимних шинных тестов различными автомобильными изданиями, была не раз затронута тема, в которой говорилось о разных показаниях одной и той же покрышки, шипованной или фрикционной, при разных температурах. Информация оказалась как минимум интересной, но и в то же время и полезной. Ребёнку понятно, что сегодня температура может быть 0С, а завтра утром -10С и взавизимости от этого мы, обычные автолюбители, менять сегодня шипы, а завтра липучки,не имеем возможности. Но если вы уверены в погодных условиях своего города, то вполне сможете сами для себя сделать нужные выводы.
    При температурах от +3С до -5С разницы в шипах и липучке на льду нет. Это объясняется тем, что в спектре этих температур между колесом и льдом образуется водяная прослойка. Откуда она там берётся, если за окном минусовая температура? А берётся она там от того, что лед в -5С не такой холодный как кажется, плюс ветер, трение колес и температура земли – это и дает небольшое подтаивание, незаметное для глаза, но ощутимое для колеса.
    При температурах от -5С до -15С приоритет отдаётся шипам. В спектре этих температур мороз берёт своё, и поэтому такого водяного пятна между шиной и льдом нет. Чистый лёд, или как говорят – “голый”.
    При температурах -15С и ниже на первый план выходят липучки. Почему, скажете вы? Как же так, лёд и отсутствие шипов? А вот так. В этом случае температура льда понижается вместе с воздухом, вследствие этого лед принимает свойства повышенной хрупкости. Шип просто не успевает зацепиться и полностью теряет свои свойства, оказываясь бесполезным кусочком металла на вашем борту. Другое же дело липучки. При таких температурах происходит эффект прилипания языка к железке. Каждый в детстве это пробовал, и всякие объяснения тут будут излишни. Прилипает быстро, отлипает с адским трудом. Полей водичкой и эффект пропадёт. Есть одно но. Если лёд гладкий как зеркало, то липучки отменяются, но спешу успокоить, что такого типа лёд можно найти где-нибудь на ледяной горке или на хоккейной коробке во дворе. В 90% он шершавый. 

    Вывод: Всё зависит от конкретного места вашего проживания и от постоянства погодных условий.





                                                                                                      Функция включения/выключения ABS
                                                                                                          (только опытным водителям).

        За некоторыми обладателями спортивных машин таится такой грешок, как погонять зимой. Эти товарищи пытаются, помимо разнообразного тюнинга, технически максимально приблизить свой автомобиль к тем, которые участвуют в профессиональном спорте. К таким апгрэйдам относится функция включения/выключения ABS (к этому автоматически присоединяется функция включения/выключения EBD, если таковой зверь живет в арсенале вашего автомобиля.)

    Какие преимущества это дает?

    Эта изумительная функция даёт вам дополнительный контроль над автомобилем. У вас появляется возможность лёгким повелением пальца подстроить ваш автомобиль и вашь стиль вождения под определённые дорожные условия. Эта функция просто необходима зимой, так как зимние дорожные условия более разнообразны, непредсказуемы и опасны. К примеру, выпал снег, дороги как всегда неочищены. Разгонитесь до 60км/ч и дайте по тормозам как следует. На ABS вы будете тормозить столько, сколько ему надо, а не сколько надо вам, так как эта функция, как мы знаем из прочитанного выше, сильно увеличивает тормозной путь. Пересядьте в машину отечественного производства, не укомплектованную системой ABS. Проделайте то же самое и получите следующее…Колеса заблокируются на юз. Шины, разгребая снег, будут пытаться вгрызться в асфальт. Речь идет, конечно, о небольшом слое только что выпавшего снега. На льду и утрамбованном снегу торможение без ABS так же будет эффективнее, чем с ним. Прибавьте к этому умелое использование тормозов и получите хороший результат. Люди незнающие тут же возразят, - “Мол, как же так? А управляемость и маневренность при торможении, например при объезде выбежавшего под колёса пешехода или резко затормозившей машины? Не дураки же эту систему придумали.” Всё дело в том, что при резком повороте руля на слегка подмёрзшей зимней дороге у вас не получится резко и устойчиво увести автомобиль от столкновения. Такое резкое телодвижение автомобиля превратит его в шар для боулинга, а окружающие в потоке машины или, не дай бог, пешеходов – в кегли. Этим вы рискуете собрать  гораздо большее количество кеглей, и ,в лучшем случае, нарваться на большее количество мата и битье по лицу. Придумали эту систему, конечно, бескрайне умные разрабы компании Bocsh аж в 1938 году. Эта система конечно же полезна, вот только никак не на скользком покрытии. Просто мокрый асфальт – да. Сухой асфальт – безупречно. В таких условиях скорее всего удастся уйти от удара и объехать пешехода, в чем вам так же поможет система EBD(распределение тормозных усилий).
    Почему ABS не делают отключаемым при выходе с конвеера? Делается это из расчёта на чайника. Ибо далеко не все водители закоренелые спецы и автогонщики, какими себя мнят многие. Но если вы определённо считаете, что вы крутой или просто хотите улучшить возможности своего автомобиля, то не задумываясь ставьте.

    Как это делается?

    Делается это технически очень просто.

    Первый способ и самый простой – это выдернуть предохранитель, который отвечает за ABS. Неудобно то, что надо вылезать из теплого автомобиля на мороз да еще в темноте и что-то куда-то тыкать, а если рядом дама, падкая на автомобили, так вообще подорвёте авторитет.

    Второй способ. Выбираете проверенный автосервис, желательно специализирующийся на марке вашего автомобиля. Тамошние спецы аккуратно проведут кнопку с подсветкой в прямо в салон автомобиля и воткнут, куда покажете. Тем самым получите функцию вкл/выкл. Все просто.

    Стоимость услуги: ДО 2000р.Согласитесь довольно маленькая цена за вашу безопасность.

    Кому не стоит ставить.

    Если ваш автомобиль еще на гарантии, то вас моментально её лишат(если кнопку не спрятать).
    Также на некоторых автомобилях при удалении предохранителя(то есть на положении выкл.) срабатывает защита и машина попросту не заводится. Это уже происходит на уровне мозгов. Проблема решаема, но ни один сервис не даст вам гарантию того, что нажав на педаль тормоза в ответ вы не получите кукиш.

    Вывод:    Зима, снег, лед – выключаем ABS

                      Зима, подсохло или немного мокровато – включаем ABS

                      Лето – включаем всегда.



                                                                                                  Nokian Hakkapeliitta 1 и Nokian Hakkapeliitta 5.
                                                                                                                  Сравнительный тест.

        Много разных тестов по выбору резины было проведено разными журналами, но быть до конца уверенными в том, что там не было доли пиара, мы, автолюбители, не можем. Расскажу вам о тесте, который провел я сам, на одном и том же автомобиле.  Как вы понимаете, в моих интересах не было преследования рекламы той или иной фирмы, но зато был интерес почувствовать разницу в поведении автомобиля, чем и хочу с вами поделиться
    Меня интересовали экстренное торможение и поведение машины в повороте. Итак…

        Один мой знакомый как-то отдал мне непригодившуюся ему новую шипованую резину. Ею была Nokian Hakkapeliitta 1 (1998 года выпуска).  Она лежала и ждала своего часа до тех пор,пока я не купил себе автомобиль, на который она, по счастливой случайности, подошла. Я естественно обрадовался, что не надо было тратиться на новую резину, и с наступлением холодов с удовольствием «переобул» в нее свой автомобиль. Проездив на ней два года по Московским дорогам, был вынужден ее сменить из-за недостатка шипов и двух грыж. Моим следующим выбором была Nokian Hakkapeliitta 5. Перед тем, как сменить, я выбрал определенные отрезки дороги, чтобы несколько раз проверить и запомнить ее поведение для последующего сравнения с Hakkapeliitta 5. Переобул, проехал по тем же отрезкам дороги и делал следующее:

        Разгонялся и резко тормозил по прямой на сухом асфальте, на мокром асфальте, на утоптанном снегу и, наконец, на голом льду. Делал я это на скоростях 30км/ч, 60км/ч и 100 км/ч, то есть с той скоростью, с которой мы, несмотря на правила, обычно ездим по городу. Далее на скорости 60 км/ч заходил в поворот на 90 градусов. И что же вы думаете получилось?

        Я конечно не бегал потом с рулеткой, вымеряя сантиметры, но примерно до метра вполне мог определить место нажатия на педаль тормоза и полной остановки. Спешу вас огорчить, что какой бы суперновый состав резины не придумали, какой бы новый, красивый рисунок протектора не нарисовали, каким бы медвежьим когтем и нарисованной медвежьей лапкой не понтовались, разницы я не прочувствовал абсолютно никакой.  По прямой при торможении все то же самое. На повороте и те и те покрышки теряют сцепление с дорогой на одной и той же скорости, при этом радиус заноса был совершенно одинаковым. Разве что на льду, при торможении по прямой была некая незначительная разница. Я был не только удивлен, но и очень возмущен. Я потратил на комплект Nokian Hakka 5 (185/65/R15) – 16000р, после чего, на следующий день, купил липучку Yokohama IG30 и был вне себя от счастья. Результат превзошел все ожидания.

        На всякий случай, между разработкой Hakkapeliitta 1 и  Hakkapeliitta 5 прошло немного-немало 10 лет, и какие инновации мы получаем:

    1.  Ну, хорошо, наверное это улучшенный состав резины(поверить этому мы можем только со слов разработчика).

    2.  Измененный рисунок протектора (наверное, он  помогает, но есть такое ощущение, что его изменили больше для видимости того, что они не зря там штаны просиживают и получают, наверное, немалые зарплаты).

    3. Далее идет понт, коммерческий ход или называйте, как хотите, это «медвежий коготь». Разберемся, что это такое. Это удлиненный ромбообразный шип, идущий по внешнему краю покрышки. Для такого решения, «Медвежий коготь» несколько громковатое название, но звучит многообещающе. Такими медвежьими когтями с ног до головы прошипована покрышка Gislaved Nord Frost 5, если хотите. Разве что их квадратный шип, судя по форме действительно должен хорошо драть лед.

    Вывод: Разрабатывай - не разрабатывай, а чего-то кординально нового, революционного за десять лет фины не придумали. По крайней мере я этого не заметил. Что было, то и осталось, только в актуальной упаковке. Одним словом, на шинном рынке, как и на любом другом, идет гонка за лидерство. Конкуренты что-то придумали, и остальным надо догнать, дабы не потонуть. Плюс ко всему Nokian – дорогой бренд, ввиду хороших рекламных компаний. Сейчас на рынке масса резины ее уровня, но менее разрекламированной, а значит более доступной, например Falken. Это архидостойный вариант с корнями, произростающими из автогонок. А какая у них летняя резина…ммм… но об этом уже в другой статье.


    Рыжков Олег
    GTR84@mail.ru









  • Гость в 22:12, 13.10.2015

Написано: "При температурах от +3С до -5С разницы в шипах и липучке на льду нет." Так вот это не так! Почитайте статью "Казус градуса" в зарулём. А опус про Нокиан смахивает на бред алкоголика - подарил, лежали, новая машина, купил хаку 5, на следующий день ёку... какие то "вредные советы для водителя".

  • Гость в 17:40, 25.10.2015

Действительно бред статья.в ок о дону левых температурах лед и верхний слой снега влажный и более поэтому скользкий.как раз шипы и работают в эти температуры.а чем ниже,тем лучше работает отпуска.фрикционнная шина если правильно говорить.и при откровенных плюсах в оттепель фрикционка тоже лучше в управляемости.поэтому если всю зиму около нуля и часты осадки,то ши пока лучше.если морозы стоят и городские дороги,то отпуска.

  • Гость в 17:43, 25.10.2015

Чет текст корявый получился.липучка имелось в виду )

  • Гость в 21:24, 23.11.2015

Статья по меньшей мере заставляет задуматься. Тему можно развивать и дальше, как никак реагенты сильно меняют сцепные свойства шин на дороге. Одно дело мокрый асфальт в +5 и совсем другое мокрый асфальт в -20, для крупных российских городов подобные условия проза жизни.

Написать комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

 

 

Последние комментарии

ПОКУПАЛИ НА МИКРОАВТОБУС 225,70.R15C КОНЕЦ ОКТЯБРЯ. А

Пробил новую зимнюю покрышку Dunlop 225/50//R17

Авто 2004 года из Японии пришло на

Ребят отправьте мне тоже пожалуйста gormon3@mail.ru

Наверх