Сегодня на глаза мне попался очень интересный материал, которым я хочу со всеми поделиться.

Первоисточник: Иван Баранцев, ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»

Фраза "Нам есть чем гордиться", как ни крути, мало применима к российскому автопрому, в котором кроме "Победы", "Нивы" и КАМАЗа вряд ли найдется что-то оригинальное и успешное. Однако если покопаться в российской автомобильной истории поглубже, то можно найти еще один предмет для национальной гордости - покрышки отечественного производства. И речь вовсе не о шинах "Таганка", которые "ничуть не уступают импортным аналогам". Когда-то иностранные аналоги уступали нашим покрышкам. Вот вам лишь один из эпизодов в славной летописи русской резины.

31 декабря 1911 года в Санкт-Петербурге от здания Императорского Российского Автомобильного Общества на Дворцовой набережной стартовал экипаж ралли "Монте-Карло". Знаменитый фотограф Карл Булла запечатлел этот момент для истории. Вот за рулем восседает издатель журнала "Автомобиль" Андрей Платонович Нагель, рядом - его напарник Вадим Александрович Михайлов. На переднем плане укутанные в шубы стоят их супруги - на улице 18 градусов мороза. Черный двухместный "Руссо-Балт" щеголяет флагами Российской Империи и Княжества Монако - конечного пункта путешествия. Сбоку на кузове автомобиля закреплена запасная покрышка в чехле с надписью "Т-во "Проводник" - Рига", но в дороге она не понадобится...

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»

"Пришел первым в одиннадцать с половиной. Мотор работает так же, как и при выезде. Шины с петербургским воздухом. Успех огромный. Автомобиль поставлен в особую беседку, украшен флагами" - телеграфировал Нагель из Монако через десять дней после старта. Ремарка про петербургский воздух здесь неслучайна, она означает, что двум российским раллистам несказанно повезло, ведь за 3300 верст пути им ни разу не пришлось менять проколотые колеса, настолько надежными оказались шины производства того самого товарищества "Проводник". Сегодня это трудно вообразить, но до революции Россия была одним из лидеров по производству автомобильной резины, причем не только по количеству, но и по качеству - ее по праву считали лучшей в мире.

Отличные галоши

Полностью предприятие именовалось "Товарищество Русско-Французских Заводов Резинового, Гуттаперчевого и Телеграфного производств под фирмой "Проводник". Уже в самом названии видится масштаб предприятия и ассортимент его продукции, в который кроме автомобильных шин входили галоши, линолеум, детские игрушки, спортивные мячи, шланги, изоляционное материалы, эбонит, непромокаемые ткани - всего не перечислишь.

Товарищество было основано в 1888 году на русско-французском капитале. Стартовый капитал "Проводника" в 1888 году составлял 700 000 рублей - эту сумму собрали с участников товарищества. Известные всему миру галоши и шины ежегодно приносили предприятию баснословную прибыль. Так, по данным на 1916 год основной капитал составлял уже 51,6 млн рублей. Стать одним из пайщиков "Проводника" значило вложить деньги в надежное и прибыльное дело.

Заводские корпуса располагались в Риге на территории северного предместья города, которое носило название Рейдовая Двина. Потом с приходом советской власти его переименовали в Красную Двину, а с ее уходом этот рижский микрорайон получил название Саркандаугава. До наших дней сохранилось здание головного корпуса "Проводника" в самом начале улицы, носившей ранее название Второй Выгонной дамбы. Начинал "Проводник" с выпуска различных технических и хирургических изделий, а в 1890 году приступил к производству галош.

Именно эта продукция принесла предприятию мировую славу и основной капитал. Прославленным галошам "Проводника" отдал должное и корреспондент журнала "Автомобиль" Евгений Кузьмин, побывавший на предприятии в 1911 году: "Если в деле автомобильного производства России нельзя особенно похвалиться, зато в этой же промышленности есть одна отрасль, которая у нас поставлена лучше, чем где-либо заграницей. Это производство автомобильных шин, которое, впрочем, обязано своим успехом не автомобильному прогрессу, а ... галошам. Русские туристы уже давно заметили, что повсюду заграницей им попадалось знакомое слово "Проводник" и с удивлением узнавали, что русские галоши считаются лучше заграничных и имеют громадный сбыт в Европе. Конечно, это не могло не польстить национальной гордости... В данном случае за русскими шинами была хорошая репутация русских резиновых изделий вообще и солидность предприятия, выпустившего эти шины".

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»

Тут надо заметить, что в 1911 году в мировой резиновой промышленности российский "Проводник" занимал по размерам производства четвертое место, а по производству шин - второе. Третье, кстати, досталось своеобразному "двойнику" рижского предприятия - "Товариществу Российско-Американской Резиновой Мануфактуры "Треугольник" в Санкт-Петербурге.


"Колумб" и "Елка"

В чем же был секрет успеха русских галош, которые вдруг оказались "лучше заграничных"? И почему покрышки "Проводник" доехали от Петербурга до Монако без единого прокола? Ответ на эти вопросы вряд ли поймут люди, привыкшие к тому, что в докторскую колбасу добавляют туалетную бумагу, а пиво разбавляют водой - на производстве не экономили!

Изготовление покрышек выглядело следующим образом: полученный из-за границы каучук, а лучшим тогда считалось сырье с бразильских плантаций, специальными машинами разрезался на части, которые потом струей воды крошились на еще более мелкие кусочки - так вымывались песок и камешки, которые, то ли попали случайно, то ли специально примешивались для увеличения веса. После этого материал получал вид губчатой массы кофейного цвета - это и был каучук в чистом виде. Затем в нужной пропорции его смешивали с серой и нагревали до 150 градусов. В этом и был весь секрет "Проводника", не добавлявшего, в отличие от других производителей резины, ни льняного масла, ни свинцовых белил, сурика или мела.

Далее из полученной смеси заготавливались ленты, намотанные на катушки, а также бралась специальная парусина - плотная и грубая ткань из египетского хлопчатника. Затем на станке эти слои парусины один за другим накладывались на обод колеса-формы в пять-семь слоев, между которыми прокладывались каучуковые ленты. В финале на этот "каркас" накладывался самый толстый слой каучука. Но и это еще не все - слои необходимо было склеить в однородную плотную массу путем вулканизации. В массивных чугунных коробках покрышки отправлялись в вулканизационную печь на полтора часа, и на выходе вместо податливого каучука выходила упругая и прочная резина. Кстати, покрышки тогда делали разноцветными - белыми, красными, синими, зелеными. Использование натурального каучука позволяло покрасить шину практически в любой цвет, а некоторые автовладельцы специально подбирали цвет резины под цвет кузова своего авто. Ну, и кто сейчас может предложить такую услугу?

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»

В процессе вулканизации покрышек получался и рисунок протектора - самым популярным у "Проводника" была модель "Колумб" с рисунком-елочкой. Может быть, такую покрышку в Риге и назвали бы в честь одноименного хвойного дерева, но название "Елка" уже застолбило за собой питерское предприятие "Треугольник". Удивительно, но две фирмы успешно делили не только российский, но и международный рынок и особой конкуренции между ними не наблюдалось, а перед Первой мировой "Проводник" и "Треугольник" даже образовали картель. Чтобы читателю не заглядывать в словарь, сразу скажем, что этим словом именуют союз действующих в одной отрасли предприятий о разделе рынков сбыта, источников сырья, установлении цен, использовании патентов и прочего.

Покрышки из Риги можно было купить практически в любом месте земного шара. Вывеска Prowodnik - именно так через дубль-вэ писалось название торговой марки латиницей - висела даже на одном из магазинов в столице Австралии городе Аделаида. Российские покрышки хорошо продавались даже в странах с собственным производством автомобильной резины - они успешно конкурировали и с французской маркой Michelin, немецкой Continental и британской Dunlop.

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»


Прокол на дороге

Но именно покрышки "Колумб" выбрал для поездки в Монако Андрей Платонович Нагель и не ошибся. К слову, фамилия Нагель в те годы - пожалуй, самая "антиавтомобильная", ведь переводится она с немецкого как "гвоздь". Гвозди в те годы являлись самыми главными врагами любого "шоффера" - из всех видов транспорта на дорогах тогда доминировал гужевой, и дороги были во множестве усеяны выпавшими из лошадиных подков гвоздями. Причем, не только в России с ее дураками и дорогами, но и в цивилизованной Европе.

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»

Смену тогдашних колес по праву можно назвать адским занятием - "запаски" в современном понимании этого слова как диска с покрышкой еще не существовало, поэтому при проколе надо было сначала снять покрышку с обода, потом поменять камеру, а если разорвана и сама шина, то поставить запасную. Колеса у тогдашних авто жестко крепились к ступице, поэтому весь вышеописанный процесс осуществлялся "на весу". В сочетании с рассыпанными по дорогам гвоздями это делало жизнь автомобилистов невыносимой. В 1909 году один из участников автопробега Петербург-Рига-Петербург только на отрезке пути Псков-Рига бортировал колеса 11 раз! Занятие это так надоело гонщику, который проклял все на свете, что обратно в столицу свой автомобиль он отправил на поезде. Про марку его покрышек, пожалуй, скромно умолчим - сегодня это всемирно известный и всеми уважаемый производитель автомобильной резины.

Помимо гвоздей, опасность представлял даже острый щебень, резавший мягкие покрышки словно бритва, и, конечно же, встреча на дороге с осколками стекла не сулила ничего хорошего. Кроме этого, у некачественных покрышек отставали прослойки парусины, сползали плохо приклеенные кожаные протекторы и отрывались кромки около обода. И только "однородная русская шина" была лишена всех этих недостатков.


Это было в высшей степени приятно

"В Англии, во Франции, в Германии всюду появились русские шины и сразу обратили на себя внимание - не обилием кричащих реклам, а только действительно первоклассным качеством" - цитата все из того же репортажа в "Автомобиле". Про "обилие реклам" автор, конечно же, слукавил. Такого количества и разнообразия рекламных открыток, постеров, афиш и объявлений редко встретишь в дореволюционной России. В то время еще не было слова "креатив", но как иначе обозначить высшую степень оригинальности, присущей рекламе "Проводника".

Самой известной серией открыток можно назвать четыре сюжета, которые по своему содержанию так или иначе связаны со смутным временем и воцарением Михаила Романова - скорее всего, открытки были выпущены в 1913 году к 300-летию царствующей династии. В овале повернутого колеса "Колумб" как в магическом шаре предстают сцены из российской истории: воззвание гражданина Минина к нижегородцам, боярин Морозов, спрашивающий у народа с лобного места "Кого похотите в цари?", призвание Михаила Федоровича на царство и подвиг Ивана Сусанина. В последнем сюжете явно не обошлось без самоиронии, ибо костромской крестьянин - еще тот "проводник"! Едущий на "Колумбе" пижон в цилиндре с сигарой и тросточкой, стоящий в огромной шине бородатый казак в папахе и с саблей, летящий с покрышкой орел - все это герои с рекламных открыток. Журнальная реклама пестрела результатами гонок и пробегов с обязательным указанием того, что до финиша победитель добрался на шинах "Проводник".

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»

Но и со своей стороны фирма помогала своим клиентам-автогонщикам, участвовавшим в пробегах. Вот так этот процесс описан одним из журналистов: "Особенный сюрприз ждал тех лиц, которые шли на шинах "Проводник", представитель фирмы явился к нам и сообщил, что им заняты уже для нас номера в лучшей гостинице. Это было в высшей степени приятно, потому что разыскивать себе место, когда все заведомо разобрано другими, чрезвычайно скучно и бесполезно. Мало того, оказалось, что "Проводник" удержал таким же образом для всех нас комнаты и в остальных городах по пути пробега, так что мы сразу оказались обеспеченными в этом отношении. Пользуясь лучшими шинами, мы имели еще и другие преимущества, которых не знали наши конкуренты".


Голицын и Оболенский

И все же лучшей рекламой продукции было ее качество. Тот же Нагель выбирал покрышки "Колумб" и для ралли Сан-Себастьян в 1912, и для поездки по центральной России в том же году, и для путешествия по югу Европы и Африки в 1913. Тогда же он с удовольствием сфотографировался около магазина фирмы "Проводник" в Барселоне - представительства фирмы работали по всему свету вплоть до далекой Бразилии, присылавшей в Ригу свой каучук. Покрышки "Проводник" ставили на свои автомобили самые сиятельные лица Российской Империи, список которых как дворянская книга: Голицын, Витте, Шереметев, Оболенский, Юсупов, Горчаков, Кочубей, Урусов, Барятинский... И только Государь Император не поддерживал отечественного производителя - его автомобили были обуты в шины иностранных марок.

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»

Надо ли говорить, что в 1917 году все это закончилось. Впрочем, "Проводник" прекратил свою привычную деятельность еще раньше: в 1915, когда к Риге приблизилась линия фронта, его эвакуировали в тыл. Предприятие оказалось разбросанным по трем разным местам: Москва, Переяславль-Залесский и Тушино-Гучковский район. Последний тогда еще был московской окраиной, и расквартированное на этом месте предприятие получило расширенное название "Проводник-Тушино" - именно там для нужд армии делались телеграфные провода с резиновой изоляцией и автомобильные шины. С приходом советской власти все эти разрозненные предприятия национализировали, а потом и перепрофилировали. В самой Латвии, ставшей в межвоенный период независимым государством, деятельность "Проводника" не возобновлялась.

История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»
История российского шинного производства: «Ведь были люди в наше время»

Комментарии: (18)

  • Аноним
    в 17:07 05.07.2011

    о таких успехах российских шинников я и не слышал никогда. очень интересный материал

  • в 09:07 06.07.2011

    Супер! Лучшая статья за всю историю сайта!

  • в 12:07 06.07.2011

    Очень интересно...

  • в 13:07 06.07.2011

    Есть к чему стремиться...
    P.S. Спасибо, статья действительно очень интересная!

  • Аноним
    в 16:07 07.07.2011

    Кама, не позорь славных прпедкофф! ;)

  • в 10:07 08.07.2011

    Их больше Кордиант позорит))))

  • Аноним
    в 14:07 08.07.2011

    Согласен с шинником :-)

  • Аноним
    в 03:07 10.07.2011

    респект Дима!))
    все же думал, что первыми были только "треугольник", плохо историю знаем...век учись век живи)

  • в 12:10 03.10.2011

    Царская Россия - где ты? Статья очень интересная, подтверждение того, что на первом месте было качество и еще раз качество....

  • в 13:10 03.10.2011

    Царская Россия - где ты? ...
    Безвозвратно канула в лету!
    Со всем плохим и хорошим...

  • Аноним
    в 06:01 08.01.2012

    Уберите из статьи испанскую рекламу Проводник! Это не реклама из журнала, а скан с настоящего редкого плаката принадлежащего С. Кирильцу, который ваш автор - плагиатор опубликовал без разрешения!

  • в 09:01 08.01.2012
    #31815   ответ на   #31814

    Добрый день. Все картинки взяты из общедоступного источника и там нет ни слова о принадлежности (или владельце) данных картинок.

  • Аноним
    в 06:01 30.01.2012
    #32084   ответ на   #31815

    Это не правда!!! Испанская реклама (плакат 1913 года, оригинал) принадлежит Кирильцу - он не разрешал её печатать Баранцеву! Она не была опубликована в открытых источниках.

  • Аноним
    в 06:01 30.01.2012
    #32085   ответ на   #31815

    Покажите пожалуйста этот "открытый" источник, откуда Баранцев УКРАЛ испанскую рекламу!
    Стыдитесь - у вас в журнале работает вор!!!

  • в 10:01 30.01.2012
    #32088   ответ на   #32085

    Такое ощущение, что Вы даже не потрудились ничего прочитать. Источник данного материала указан в начале статьи. Если найти затруднительно, то даю ссылку на этот материал - http://goo.gl/D8Hdv
    PS: И. Баранцев не является нашим сотрудником

  • Аноним
    в 07:01 30.01.2012

    Перестаньте сориться, главная ценность в статье, какие картинки - не важно, важно то, какое прошлое у нас было, и автор до нас (и до вас) это донёс. Спаибо за заметку.

  • в 11:01 30.01.2012

    Перестаньте сориться, главная ценность в статье, какие картинки - не важно, важно то, какое прошлое у нас было, и автор до нас (и до вас) это донёс. Спасибо за заметку.
    Согласен.
    Историю нельзя приватизировать!
    Она принадлежит всем...

  • Аноним
    в 16:10 17.10.2013

    Об красный треугольник почитайте, прежде чем плакать по "Царской России"

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя